Почему цена на нефть в рублях не меняется, а бензин дорожает
За неделю нефть марки Brent подешевела почти на 7%. Упал и рубль: доллар и евро вернулись к максимальным значениям года. В спецпроекте «Индекс риска» сегодня Надя Грошева рассказывает о формуле рубля и рисках, которые она несет
При всей нестабильности на рынках, стабильной остается цена на нефть — 3200 рублей за баррель, плюс-минус небольшие колебания.
Сегодня за баррель Brent давали 44,28 доллара. Доллар на открытии торгов вырос до 70,59 рубля, евро 80,81 рубля впервые с 30 января.
Когда в июне котировки нефти в долларах были выше 60, доллар стоил около 52-55 рублей. В конце июля котировки поменялись местами. На прошлой неделе нефть приблизилась к 45 долларам, а доллар к 70 рублям. Все закономерно. Идеальные пропорции не меняются. Рубль, оказывается, все время находится в равновесном состоянии.
«Золотое сечение» можно наблюдать и в ценах на бензин. На первый взгляд, кажется несправедливым, что цены на него продолжают расти при дешевеющей нефти (по данным Росстата, за неделю с 11 по 17 августа цена топлива выросла в среднем на 0,4%. На столичных заправках стоимость Аи-95 колеблется в диапазоне от 36 до 39 рублей за литр).
Но рост наблюдается только в рублях. Если пересчитать в американской валюте, то литр 95-го сейчас стоит примерно 55 центов — на 42% дешевле, чем год назад. Цена нефти марки Brent за это время опустилась на 56%.
Курс рубля формируется, как производная от цены на нефть. Неизвестным в этой формуле остается одно: как глубоко может опуститься стоимость нефти. И тут прогнозы экспертов сильно расходятся. Кто-то ждет возврат к 60-ти, кто-то к 50-ти, а кто-то убеждает, что будет падение до 30-ти, а возможно, даже до 15-ти.
Получается, что себестоимость добычи сейчас показатель условный. Чем ниже цена, тем больше предложение. Все производители пытаются компенсировать свои убытки и добывать больше.
В личной жизни приходится полагаться на интуицию. И мне она пока подсказывает, что падение нефтяных цен продолжится. Если предположить, что формула сохранится, то легко можно посчитать, что при 40 долларах за баррель, доллар будет стоить 80 рублей, а при 32-х — доллар поднимется до 100 рублей. И самым печальным в этой ситуации остается то, что доход большинство из нас получают не в долларах, а в рублях. Но измерять его привыкли в стабильной валюте.
Когда 11 лет назад я училась на 5 курсе и работала в финансовой компании клерком, получала тысячу долларов в месяц, зарплата эта была не высокой. А если котировки нефти упадут до 32 долларов за баррель, и доллар вырастет до 100 рублей, то получать 1000 долларов будут те, у кого, вроде бы, неплохой доход 100 000 рублей в месяц. Еще недавно эти люди относили себя к так называемому среднему классу. Конечно, на формулу рубля можно повлиять. Но на интервенции в Резервном Фонде просто нет средств. Можно обязать экспортеров продавать валютную выручку. Пока она есть. Можно снова повысить ставку. Но все эти меры временные.
Надежда Грошева