Далай-лама XIV отмечает 80-летний юбилей
Шестого июля 2015 года Далай-ламе XIV исполняется 80 лет. День рождения Далай-ламы отмечается всеми последователями северного буддизма, которых объединяет признание Далай-ламы своим духовным лидером.
Как заявил в преддверии знаменательной даты почетный представитель Далай-ламы в России, СНГ и Монголии, Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, для последователей тибетского буддизма, каковыми являются и буддисты России, 80-летие Далай-ламы, который всегда говорит о себе, что он простой буддийский монах, – это большой праздник.
"Несмотря на свой возраст, он продолжает очень много путешествовать: даровать буддийские учения, выступать с лекциями, встречаться с политиками и обычными людьми, чтобы нести в мир послание об общечеловеческих ценностях – таких как любовь, сострадание, доброта", - сказал Тэло Тулку Ринпоче, подчеркнув, что Далай-лама также стремится способствовать установлению гармонии в отношениях между представителями разных религиозных традиций.
Между Далай-ламой и буддистами России, в первую очередь жителями традиционно буддийских регионов — республик Бурятия, Калмыкия и Тува, существуют давние и прочные связи. "Празднования будут носить прежде всего духовный характер: состоятся молебны о долголетии Его святейшества, о его здоровье, об устранении всех препятствий, с которыми он сталкивается. Этот праздник также станет хорошей возможностью рассказать широкой публике о том, кто такой Далай-лама, ради чего он трудится, к чему стремится. Наверное, у каждой буддийской общины есть собственная программа на этот день, которая будет включать в себя не только религиозные ритуалы, но также и различные культурные события", - рассказал Верховный лама Калмыкии.
Он отметил, что 6 июля в столичном Центральном доме кино состоится праздничный вечер, на котором будет представлена аудиоверсия знаменитого автобиографического произведения Далай-ламы "Свобода в изгнании". "Голосом Далай-ламы" стал выдающийся актер российского театра и кино Валентин Гафт. А фонд "Сохраним Тибет" подготовил к юбилею серию из шести новых книг с комментариями Далай-ламы к буддийским сочинениям, которые, как правило, составляют основу учений духовного лидера в разных странах мира. Книги предназначены для бесплатного распространения и будут переданы фондом в дар духовенству Бурятии, Калмыкии и Тувы.
Группа артистов из Тибетского института театральных искусств, которая приедет из Индии, выступит с музыкальным представлением. Тибетский институт театральных искусств бережно хранит богатейшее культурное наследие Страны снегов – в его стенах преподаются древняя тибетская опера, а также народные танцы, песни, музыка из всех частей Тибета. В институте изготавливают традиционные тибетские костюмы, обувь, головные уборы, маски, музыкальные инструменты. Все костюмы и платья – результат кропотливого труда и длительной исследовательской работы мастеров. Знаменитый институт выпустил уже не одно поколение прекрасных артистов, которые знакомят мировое сообщество с тибетской музыкальной культурой, неразрывно связанной с идеалами любви и сострадания ко всем формам жизни.
Завершит программу вечера выступление Бориса Гребенщикова и группы "Аквариум". Гребенщиков, как рассказал Тэло Тулку Ринпоче, не только музыкант и поэт, он также философ и мыслитель. "Он неоднократно встречался с Его святейшеством Далай-ламой и выразил пожелание сделать музыкальное подношение в честь 80-летия тибетского духовного лидера. Мы были этому особенно рады", - подчеркнул глава буддистов Калмыкии.
Жизненный путь Далай-ламы XIV
Далай-лама XIV является духовным лидером буддиcтов в регионах распространения тибетского буддизма. К ним относятся российские регионы (Калмыкия, Бурятия, Забайкалье и Тува), Монголия, Тибет и другие.
Далай-лама – высший духовный сан в Тибете, почитается последователями тибетского буддизма как земное воплощение бодхисатвы милосердия и сострадания Авалокитешвары. По представлениям буддистов, все жившие на земле далай-ламы являются, по сути, воплощениями одного существа: в момент физической смерти далай-ламы Авалокитешвара переселяется в тело одного из новорожденных, после чего его поиск ведут опытные астрологи и ламы. В истории Тибета известно 14 далай-лам, однако для верующих он – единственный, существующий последовательно в каждом из четырнадцати тел. Последний ХIV Далай-лама Тибета — Тэнзин Гьяцо.
День рождения Далай-ламы отмечается всеми последователями северного буддизма, которых объединяет признание Далай-ламы своим духовным лидером. В этот день в храмах читают молитвы о долголетии Далай-ламы, обращаются к нему с наилучшими пожеланиями.
День рождения Далай-ламы ХIV Тэнзина Гьяцо (6 июля) – единственный буддийский праздник, который отмечают по европейскому, а не по лунному календарю, отмечает в пространной публикации, посвященной духовному лидеру Тибета РИА "Новости".
Далай-лама XIV родился 6 июля 1935 года в бедной крестьянской семье на северо-востоке Тибета в провинции Амдо в маленькой деревне Такцер, недалеко от озера Кукунор.
При рождении он получил имя Лхамо Дхондуп, которое в буквальном переводе означает "Богиня, исполняющая желания".
В 1937 году в деревню Такцер прибыла особая группа лам, искавшая новое воплощение Далай-ламы. Последний на тот момент Далай-лама XIII скончался в 1933 году. Согласно традиции, его тело забальзамировали и посадили на трон. Через какое-то время голова умершего повернулась на северо-восток – туда, где монахам надлежало искать его реинкарнацию.
Воплощение Далай-ламы было распознано в двухлетнем Лхамо Дхондупе, после соответствующих испытаний он был признан реинкарнацией Далай-ламы XIII. Возведение на трон Далай-ламы XIV состоялось 22 февраля 1940 года в столице Тибета Лхасе. Лхамо Дхондуп получил новое имя – Джецун Джампел Нгаванг Йеше Тэнзин Гьятсо.
Затем последовали годы учебы. Обучение Далай-ламы проходило по традиционной тибетской системе с двумя официальными наставниками. Учебный план был тем же, что и для всех монахов, нацеленных на получение степени доктора буддийской философии, и включал логику, тибетское искусство и культуру, санскрит, медицину и буддийскую философию.
В возрасте 24 лет Далай-лама сдал предварительные экзамены на степень доктора богословия в трех крупных монастырских университетах: Дрепунг, Сэра, Ган-дэн, а через год закончил обучение. Завершающие экзамены он сдавал в присутствии 20 тысяч ученых монахов в Джокханге — первом буддийском храме Тибета, основанном в 641 году, и получил звание доктора буддийской философии (геше лхарамба).
17 ноября 1950 года, еще в процессе обучения, Далай-лама, которому исполнилось на тот момент всего 15 лет, по просьбе чрезвычайной сессии Национальной ассамблеи Тибета принял на себя политические полномочия, возглавив правительство и государство. Причиной этому послужило вступление в Тибет войск Народно-освободительной армии Китая. В 1951 году было подписано тибетско-китайское соглашение, по которому Тибет стал частью Китая.
В 1950-1959 годах Далай-лама XIV предпринимал попытки мирного сосуществования с китайскими властями. Занимал государственные посты: был членом Всекитайского комитета Народного консультативного совета Китая (1951-1959), депутатом Всекитайского собрания народных представителей (1954-1959), председателем подготовительного комитета по созданию в составе КНР Тибетского автономного района, почетным председателем Китайского общества буддистов (1953-1959).
В середине 1950-х годов в Тибете началось движение против китайских властей, вылившееся в 1959 году в открытое восстание, которое было подавлено.
17 марта 1959 года Далай-лама эмигрировал в Индию, где поселился в небольшом городке Дхармасала на севере Индии (штат Химачал-Прадеш). За ним в изгнание последовало около ста тысяч тибетцев.
В Индии Далай-лама сформировал и возглавил правительство Тибета в изгнании. Он руководил мерами по сохранению тибетской культуры: на территории Индии была создана система для обучения детей беженцев родному языку и культуре. Были открыты Тибетский институт драматических искусств и Центральный институт высшей тибетологии. Для сохранения обширного собрания учений тибетского буддизма – основы тибетского образа жизни, в изгнании было воссоздано свыше 200 монастырей.
Благодаря его усилиям в 1959, 1961 и 1965 годах были приняты три резолюции ООН по проблеме Тибета. В 1963 году Далай-лама провозгласил демократическую Конституцию, основанную на буддийских принципах и Всеобщей декларации прав человека как модели будущего свободного Тибета.
С 2001 года, после избрания тибетцами политического лидера, Далай-лама не участвовал в повседневном управлении. В марте 2011 года он заявил о намерении передать все имевшиеся у него административные полномочия избранному лидеру, оставить политическую деятельность и сосредоточиться на духовных делах.
В 2011 годe он был официально лишен всех административных полномочий после принятия тибетским парламентом в изгнании поправок в Хартию тибетцев (конституция тибетцев в изгнании). Согласно измененной Первой статье Хартии тибетцев, Далай-лама объявлялся "защитником и символом Тибета", ответственным за поддержку "физического, духовного, этического и культурного благополучия тибетского народа". Помимо духовной деятельности, он наделялся правом консультировать депутатов и министров, назначать своих представителей за рубежом, встречаться с иностранными официальными лицами.
Далай-лама ХIV много путешествует по странам Востока и Запада. Он посетил множество стран, встречался с политическими деятелями, духовенством, деятелями культуры, бизнесменами, поддерживает широкие международные контакты с религиозными лидерами разных стран и конфессий. Несколько раз посещал российских буддистов.
Китай обвиняет Далай-ламу в стремлении добиться отделения Тибета от КНР и призывает зарубежных лидеров уважать территориальную целостность Китая и не встречаться с буддистским лидером.
Далай-лама является автором ряда книг по буддизму и судьбе тибетского народа. Он – лауреат Нобелевской премии мира (1989), получивший ее за неустанную проповедь добросердечия, любви и терпимости в отношениях между отдельными людьми, сообществами и народами.
Среди многочисленных премий и наград, присужденных Далай-ламе за его заслуги в борьбе за мир и соблюдение прав человека, — филиппинская премия Магсейсея (известная как "Нобелевская премия Азии"), гуманитарная премия имени Альберта Швейцера (Нью-Йорк, США), премия имени доктора Леопольда Лукаса (Германия), "Премия памяти" (фонд Даниэля Миттерана, Франция), "Награда за лидерство в области миротворческой деятельности" (фонд "Мир в ядерный век", США), награда "За мир и единство " (Национальная мирная конференция, Нью-Дели, Индия), Первая премия за гуманность (фонд Сарториуса, Германия), Золотая медаль конгресса США и др.
В 2006 году Далай-лама XIV получил почетное гражданство Канады.
Как заявил в преддверии знаменательной даты почетный представитель Далай-ламы в России, СНГ и Монголии, Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, для последователей тибетского буддизма, каковыми являются и буддисты России, 80-летие Далай-ламы, который всегда говорит о себе, что он простой буддийский монах, – это большой праздник.
"Несмотря на свой возраст, он продолжает очень много путешествовать: даровать буддийские учения, выступать с лекциями, встречаться с политиками и обычными людьми, чтобы нести в мир послание об общечеловеческих ценностях – таких как любовь, сострадание, доброта", - сказал Тэло Тулку Ринпоче, подчеркнув, что Далай-лама также стремится способствовать установлению гармонии в отношениях между представителями разных религиозных традиций.
Между Далай-ламой и буддистами России, в первую очередь жителями традиционно буддийских регионов — республик Бурятия, Калмыкия и Тува, существуют давние и прочные связи. "Празднования будут носить прежде всего духовный характер: состоятся молебны о долголетии Его святейшества, о его здоровье, об устранении всех препятствий, с которыми он сталкивается. Этот праздник также станет хорошей возможностью рассказать широкой публике о том, кто такой Далай-лама, ради чего он трудится, к чему стремится. Наверное, у каждой буддийской общины есть собственная программа на этот день, которая будет включать в себя не только религиозные ритуалы, но также и различные культурные события", - рассказал Верховный лама Калмыкии.
Он отметил, что 6 июля в столичном Центральном доме кино состоится праздничный вечер, на котором будет представлена аудиоверсия знаменитого автобиографического произведения Далай-ламы "Свобода в изгнании". "Голосом Далай-ламы" стал выдающийся актер российского театра и кино Валентин Гафт. А фонд "Сохраним Тибет" подготовил к юбилею серию из шести новых книг с комментариями Далай-ламы к буддийским сочинениям, которые, как правило, составляют основу учений духовного лидера в разных странах мира. Книги предназначены для бесплатного распространения и будут переданы фондом в дар духовенству Бурятии, Калмыкии и Тувы.
Группа артистов из Тибетского института театральных искусств, которая приедет из Индии, выступит с музыкальным представлением. Тибетский институт театральных искусств бережно хранит богатейшее культурное наследие Страны снегов – в его стенах преподаются древняя тибетская опера, а также народные танцы, песни, музыка из всех частей Тибета. В институте изготавливают традиционные тибетские костюмы, обувь, головные уборы, маски, музыкальные инструменты. Все костюмы и платья – результат кропотливого труда и длительной исследовательской работы мастеров. Знаменитый институт выпустил уже не одно поколение прекрасных артистов, которые знакомят мировое сообщество с тибетской музыкальной культурой, неразрывно связанной с идеалами любви и сострадания ко всем формам жизни.
Завершит программу вечера выступление Бориса Гребенщикова и группы "Аквариум". Гребенщиков, как рассказал Тэло Тулку Ринпоче, не только музыкант и поэт, он также философ и мыслитель. "Он неоднократно встречался с Его святейшеством Далай-ламой и выразил пожелание сделать музыкальное подношение в честь 80-летия тибетского духовного лидера. Мы были этому особенно рады", - подчеркнул глава буддистов Калмыкии.
Жизненный путь Далай-ламы XIV
Далай-лама XIV является духовным лидером буддиcтов в регионах распространения тибетского буддизма. К ним относятся российские регионы (Калмыкия, Бурятия, Забайкалье и Тува), Монголия, Тибет и другие.
Далай-лама – высший духовный сан в Тибете, почитается последователями тибетского буддизма как земное воплощение бодхисатвы милосердия и сострадания Авалокитешвары. По представлениям буддистов, все жившие на земле далай-ламы являются, по сути, воплощениями одного существа: в момент физической смерти далай-ламы Авалокитешвара переселяется в тело одного из новорожденных, после чего его поиск ведут опытные астрологи и ламы. В истории Тибета известно 14 далай-лам, однако для верующих он – единственный, существующий последовательно в каждом из четырнадцати тел. Последний ХIV Далай-лама Тибета — Тэнзин Гьяцо.
День рождения Далай-ламы отмечается всеми последователями северного буддизма, которых объединяет признание Далай-ламы своим духовным лидером. В этот день в храмах читают молитвы о долголетии Далай-ламы, обращаются к нему с наилучшими пожеланиями.
День рождения Далай-ламы ХIV Тэнзина Гьяцо (6 июля) – единственный буддийский праздник, который отмечают по европейскому, а не по лунному календарю, отмечает в пространной публикации, посвященной духовному лидеру Тибета РИА "Новости".
Далай-лама XIV родился 6 июля 1935 года в бедной крестьянской семье на северо-востоке Тибета в провинции Амдо в маленькой деревне Такцер, недалеко от озера Кукунор.
При рождении он получил имя Лхамо Дхондуп, которое в буквальном переводе означает "Богиня, исполняющая желания".
В 1937 году в деревню Такцер прибыла особая группа лам, искавшая новое воплощение Далай-ламы. Последний на тот момент Далай-лама XIII скончался в 1933 году. Согласно традиции, его тело забальзамировали и посадили на трон. Через какое-то время голова умершего повернулась на северо-восток – туда, где монахам надлежало искать его реинкарнацию.
Воплощение Далай-ламы было распознано в двухлетнем Лхамо Дхондупе, после соответствующих испытаний он был признан реинкарнацией Далай-ламы XIII. Возведение на трон Далай-ламы XIV состоялось 22 февраля 1940 года в столице Тибета Лхасе. Лхамо Дхондуп получил новое имя – Джецун Джампел Нгаванг Йеше Тэнзин Гьятсо.
Затем последовали годы учебы. Обучение Далай-ламы проходило по традиционной тибетской системе с двумя официальными наставниками. Учебный план был тем же, что и для всех монахов, нацеленных на получение степени доктора буддийской философии, и включал логику, тибетское искусство и культуру, санскрит, медицину и буддийскую философию.
В возрасте 24 лет Далай-лама сдал предварительные экзамены на степень доктора богословия в трех крупных монастырских университетах: Дрепунг, Сэра, Ган-дэн, а через год закончил обучение. Завершающие экзамены он сдавал в присутствии 20 тысяч ученых монахов в Джокханге — первом буддийском храме Тибета, основанном в 641 году, и получил звание доктора буддийской философии (геше лхарамба).
17 ноября 1950 года, еще в процессе обучения, Далай-лама, которому исполнилось на тот момент всего 15 лет, по просьбе чрезвычайной сессии Национальной ассамблеи Тибета принял на себя политические полномочия, возглавив правительство и государство. Причиной этому послужило вступление в Тибет войск Народно-освободительной армии Китая. В 1951 году было подписано тибетско-китайское соглашение, по которому Тибет стал частью Китая.
В 1950-1959 годах Далай-лама XIV предпринимал попытки мирного сосуществования с китайскими властями. Занимал государственные посты: был членом Всекитайского комитета Народного консультативного совета Китая (1951-1959), депутатом Всекитайского собрания народных представителей (1954-1959), председателем подготовительного комитета по созданию в составе КНР Тибетского автономного района, почетным председателем Китайского общества буддистов (1953-1959).
В середине 1950-х годов в Тибете началось движение против китайских властей, вылившееся в 1959 году в открытое восстание, которое было подавлено.
17 марта 1959 года Далай-лама эмигрировал в Индию, где поселился в небольшом городке Дхармасала на севере Индии (штат Химачал-Прадеш). За ним в изгнание последовало около ста тысяч тибетцев.
В Индии Далай-лама сформировал и возглавил правительство Тибета в изгнании. Он руководил мерами по сохранению тибетской культуры: на территории Индии была создана система для обучения детей беженцев родному языку и культуре. Были открыты Тибетский институт драматических искусств и Центральный институт высшей тибетологии. Для сохранения обширного собрания учений тибетского буддизма – основы тибетского образа жизни, в изгнании было воссоздано свыше 200 монастырей.
Благодаря его усилиям в 1959, 1961 и 1965 годах были приняты три резолюции ООН по проблеме Тибета. В 1963 году Далай-лама провозгласил демократическую Конституцию, основанную на буддийских принципах и Всеобщей декларации прав человека как модели будущего свободного Тибета.
С 2001 года, после избрания тибетцами политического лидера, Далай-лама не участвовал в повседневном управлении. В марте 2011 года он заявил о намерении передать все имевшиеся у него административные полномочия избранному лидеру, оставить политическую деятельность и сосредоточиться на духовных делах.
В 2011 годe он был официально лишен всех административных полномочий после принятия тибетским парламентом в изгнании поправок в Хартию тибетцев (конституция тибетцев в изгнании). Согласно измененной Первой статье Хартии тибетцев, Далай-лама объявлялся "защитником и символом Тибета", ответственным за поддержку "физического, духовного, этического и культурного благополучия тибетского народа". Помимо духовной деятельности, он наделялся правом консультировать депутатов и министров, назначать своих представителей за рубежом, встречаться с иностранными официальными лицами.
Далай-лама ХIV много путешествует по странам Востока и Запада. Он посетил множество стран, встречался с политическими деятелями, духовенством, деятелями культуры, бизнесменами, поддерживает широкие международные контакты с религиозными лидерами разных стран и конфессий. Несколько раз посещал российских буддистов.
Китай обвиняет Далай-ламу в стремлении добиться отделения Тибета от КНР и призывает зарубежных лидеров уважать территориальную целостность Китая и не встречаться с буддистским лидером.
Далай-лама является автором ряда книг по буддизму и судьбе тибетского народа. Он – лауреат Нобелевской премии мира (1989), получивший ее за неустанную проповедь добросердечия, любви и терпимости в отношениях между отдельными людьми, сообществами и народами.
Среди многочисленных премий и наград, присужденных Далай-ламе за его заслуги в борьбе за мир и соблюдение прав человека, — филиппинская премия Магсейсея (известная как "Нобелевская премия Азии"), гуманитарная премия имени Альберта Швейцера (Нью-Йорк, США), премия имени доктора Леопольда Лукаса (Германия), "Премия памяти" (фонд Даниэля Миттерана, Франция), "Награда за лидерство в области миротворческой деятельности" (фонд "Мир в ядерный век", США), награда "За мир и единство " (Национальная мирная конференция, Нью-Дели, Индия), Первая премия за гуманность (фонд Сарториуса, Германия), Золотая медаль конгресса США и др.
В 2006 году Далай-лама XIV получил почетное гражданство Канады.