Конфликтное равновесие в российско-американских отношениях

Вторник, 9 июня 2015 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e

("The Washington Post", США)
Дэниел Дрезнер (Daniel W. Drezner)
 
Саммит G-7 в Германии продолжается, и мой коллега из Washington Post Стивен Мафсон (Steven Mufson) великолепно проанализировал состояние двусторонних отношений, которое «перескакивает с сотрудничества на конфронтацию, а со временем переходит к разделению на категории».
 
Единственное мое замечание заключается в следующем. Создается впечатление, что все это — о неустойчивой политике Обамы в отношении постоянной России. Но как показывает Мафсон, Москва также меняет свою тактику:
 
На прошлой неделе поддерживаемые Россией сепаратисты активизировали свои нападения на украинские войска, а тяжелая артиллерия в нарушение соглашений о прекращении огня выдвинута на передовые позиции. В этих условиях Россия не оставляет лидерам «семерки» особого выбора. Представители Белого дома заявили, что Обама не только поддержит действующие санкции, но и рассмотрит вопрос о введении новых...
 
«Мы не вернулись к холодной войне, но у нас нет и того стратегического партнерства, которое мы старались установить», — заявил генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг.
 
Естественно, вчера лидеры G-7 проявили единодушие, поддержав санкции:
 
Лидеры Группы 7 на саммите в баварских Альпах в воскресенье пообещали сохранить санкции против России, пока президент Владимир Путин и поддерживаемые Москвой сепаратисты не выполнят в полной мере условия мирного соглашения по Украине...
 
Лидеры ЕС в марте договорились о том, что введенные против России санкции в связи с аннексией Крыма и расколом восточной Украины будут сохранены до тех пор, пока минское соглашение о прекращении огня не будет реализовано в полном объеме. Таким образом, они фактически продлили санкции до конца года, хотя официальное решение пока не принято.
 
Меркель сказала, что снятие санкций будет зависеть в основном от России и от ее действий на Украине.
 
Глава Европейского совета Дональд Туск пошел еще дальше, заявив: «Если кто-то хочет начать дискуссию об изменении санкционного режима, то речь может идти только о его усилении».
 
И здесь возникает интересный вопрос: является ли стабильным нынешнее состояние российских отношений с Западом в целом и с Америкой в частности?
 
Мне кажется, что скорее всего является. С точки зрения России, активизация конфликта на Украине прямо накануне саммита G-7 говорит о том, что геополитические выгоды от дестабилизации Украины перевешивают экономические издержки от сохранения санкций. Такие предпочтения могут привести в замешательство президента Обаму, но действия России четко свидетельствуют об этом. Похоже, Путин намерен испытать американо-европейское партнерство на решимость. Мафсон отмечает:
 
В основном то, что в прошлом году было острым кризисом, превратилось в замороженный конфликт, став в лучшем случае проверкой США и Европы на решимость сохранить и даже ужесточить экономические санкции. Россия пыталась обхаживать президента Чехии и лидеров Венгрии и Греции, однако канцлер Германии Ангела Меркель возглавила усилия по сохранению дорогостоящих санкций до тех пор, пока Россия не начнет соблюдать условия минских соглашений о прекращении огня.
 
А как насчет американских предпочтений? Высокопоставленные руководители из Совета национальной безопасности объяснили позицию США во время видеоконференции в прошлый четверг. Вот важная часть заявления Бена Родса (Ben Rhodes):
 
Ополченец рядом с Марьинкой в Донецкой области
 
Смотрите, расчеты президента Путина явно не претерпели никаких изменений. Мы по-прежнему наблюдаем очень тревожную российскую агрессию на востоке Украины. Но факт остается фактом: во-первых, санкции необходимы как элемент сдерживания против более агрессивных действий России, а во-вторых, должно пройти какое-то время, чтобы санкции по своим последствиям могли повлиять на расчеты других лидеров...
 
Мы увидели это на примере Ирана. Понадобились годы давления, чтобы усадить их за стол переговоров, чтобы заставить их изменить свою политику в вопросах ядерной программы. Вот почему важно поддерживать это на всех заседаниях «семерки». Вот почему важно сохранять санкции, чтобы они не были просто одноразовым наказанием, которое страны, нарушающие нормы международного права, могут переждать. Нам нужно сохранять давление, показывать, что не может быть никакого раскола в трансатлантическом единстве, демонстрировать, что цена для России будет только увеличиваться. Мы надеемся, что в конечном итоге это повлияет на российские расчеты и позволит вернуть мир и стабильность на Украину и в регион в целом.
 
Так что санкции — это тот инструмент, который может оказать непосредственное, сдерживающее воздействие на такие страны, как Россия. Но и в более долгосрочной перспективе их надо сохранять, чтобы оказывать влияние на расчеты и оценки таких государств, как Россия, которые действуют за рамками международных норм.
 

А вот важный отрывок из выступления директора по европейским делам Чарльза Купчана (Charles Kupchan):
 
Еще один эффективный инструмент, который мы наблюдаем в последнее время, это то, что на Украине воюют русские, и что некоторых русских там убивают. И что российское правительство пытается отрицать факт присутствия своих войск на востоке Украины. Но чем больше появляется свидетельств и доказательств их присутствия, тем сильнее давление на Владимира Путина.
 
Теперь американская позиция становится понятна. Для США ключевой момент — это не просто сохранение санкций, а сохранение состояния геополитической неопределенности в регионе. Только так можно удержать частных инвесторов от возвращения на российский рынок. Если санкции будут сохранены, частные инвесторы вряд ли туда пойдут.
 
Поэтому возникает впечатление, что и Россия, и США заинтересованы в продолжении конфликта. Россия хочет ослабить Украину, хочет казаться сильной под напором санкций, хочет дождаться появления трещин в западном альянсе. Но США в своих расчетах смотрят на этот конфликт несколько иначе. Американские официальные лица думают, что продолжение конфликта поможет сохранить санкции и увеличить число погибших российских солдат на Украине. Это усиливает геополитические риски, и в таких условиях Путину становится труднее справляться с внутренними издержками от своей украинской авантюры.
 
Исследователи международных отношений не очень любят говорить о тех случаях, когда продолжение конфликта и кризиса создает стабильное равновесие. Но именно это происходит в данном случае.
 
Дэниел Дрезнер — профессор кафедры международной политики Школы права и дипломатии им. Флетчера в Университете Тафтса.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e


Просмотров: 937
Рубрика: ТЭК


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003