Из СС-300 - по "уткам"

Вторник, 21 апреля 2015 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e

Решение президента Путина о поставках наших систем ПВО СС-300 ПМУ1 Ирану, не будучи само по себе сенсацией, фактически выглядит вершиной политического айсберга с его глобальными интригами, просчетами, надеждами и компромиссами. Во всяком случае похоже, что жирная точка ставится в процессе, начатом еще в предкризисном 2007 году.
 
Но обо всем по порядку. После антишахской революции 1979 года наши отношения с Тегераном переживали свои взлеты и падения. И лозунги времен Хомейни "Смерть Советскому Союзу" постепенно сменились взаимной убежденностью, что соседей, как и родственников, не выбирают. Словом, охлаждение в отношениях Ирана с Западом логично привело к сближению с соседом по Каспию - новой Россией. Среди факторов такого сближения выделялось и военно-техническое сотрудничество, в рамках которого Россия подписала договор на поставку персам гордости своего ОПК - пяти дивизионов систем СС-300 за 800 миллионов долларов.
 
Но тут тень ядерной иранской программы так взбаламутила мировое сообщество, что по всем правилам ООН приняла решение о легитимных санкциях против Ирана, дабы не допустить прецедента дальнейшего распространения этого оружия в мире. В тот момент предпочли не обращать внимания на такую деталь: Израиль аж с 1984 года постоянно заверял, что Тегеран стоит буквально на пороге создания своего оружия массового поражения, но и спустя четверть века он отчего-то был все на той же позиции.
 
Так или иначе, ооновское эмбарго не распространялось на оборонительные вооружения, а потому нашим поставкам формально ничего не угрожало. Персональных антииранских санкций по примеру США мы также не вводили. Но тогдашний президент Медведев решил сделать красивый жест в сторону наших "западных партнеров" и в июне 2010 года поставки систем ПВО в Иран своим распоряжением отменил - в нарушение, напомним, межгосударственного договора. А мы еще удивляемся коллизии с оплаченными нами "Мистралями". Правда, выплаченный иранцами аванс сразу же вернули.
 
Стоит ли говорить, что такой жертвенный жест нам на Западе любви не прибавил. И из нападения оснащенной американцами грузинской армии на Южную Осетию тогда долгоиграющего вывода в Кремле не сделали. К тому же отказ от обязательств нанес удар по нашей репутации не только в Иране, но вообще в среде покупателей русской военной техники в третьем мире. Все же понимали, что ультрасовременные средства ПВО - это гарантия против не только массированных авианалетов, но и атак крылатых ракет, ударами которых США обычно предваряют свои наземные операции. А угроза интервенции, подогреваемая воинственными заявлениями из Иерусалима и Вашингтона, постоянно висела над Ираном. Были периоды, когда такого нападения ждали буквально со дня на день. И отказ России от поставок рассматривался как некая, пусть и косвенная, но солидарность с натовскими маневрами на грани военного фола. В конце концов разбомбил же в семидесятых годах Израиль атомный реактор в Ираке, а американские авианосные группы постоянно курсировали у Персидского залива.
 
Нельзя сказать, что все в Москве приняли такое медведевское решение на ура. Реакция неизлечимых либералов не в счет. Все же понимали, что иранцы ничего не забывают, что нашу нишу легко займет Китай, который и так, как полагают, помог Тегерану создать свои баллистические ракеты средней дальности. И вместо того, чтобы занимать максимально нейтральную позицию по примеру все той же Поднебесной, мы ринулись солидаризироваться в иранском вопросе с НАТО, которое, понятно, не остановило своего приближения к российским границам. В очередной раз наши жесты оценены не были. Правда, проявились и сторонники такого правительственного подхода, полагавшие, что нам не надо развивать тесные связи с шиитским Ираном, поскольку де большинство российских мусульман сунниты. Но подобные умозрительные аргументы были скорее общим теоретизированием на горячую тему.
 
К тому же иранцы обратились в третейский суд в Швейцарии, требуя с нас за технологический и моральный ущерб четыре миллиарда долларов. А все попытки Москвы предложить Тегерану какую-то замену СС-300 - например, ЗРК "Тор" - были гордыми и уязвленными иранцами решительно отвергнуты.
 
Впрочем, и сейчас не все так просто, как некоторым оптимистам кажется. Достаточно сказать, что нам с Ираном, видимо, придется подписывать новый договор на производство и поставки систем СС-300, поскольку прежние никто на складе не хранил. К тому же назревает жесткая конкуренция за открывающийся иранский рынок и с Китаем, и с Западом. Хочется верить, что в нынешнем международном контексте Кремль уже не будет оглядываться на "партнеров".
 
Не удивительно поэтому, что, как только "шестерка" международных переговорщиков и Иран пришли к компромиссу, Москва, не дожидаясь формальной отмены ооновских запретов, поспешила заверить персов в верности соглашению восьмилетней давности. Правда, много воды утекло в Каспии, и не исключено, что в таком сложном контексте нам придется готовиться к любым сюрпризам. Иранский рынок становится крайне востребованным. И не факт, что Иран готов сейчас рассматривать Россию в качестве привилегированного партнера. Есть тот же Китай, который стремится производить аналоги наших СС-300, а теперь не прочь закупить уже и СС-400. Копировать китайцы умеют, как никто.
 
А России остается сделать свои выводы из всей этой околоиранской истории. Впрочем, визит к нам премьера разоренной при натовском участии Ливии дает надежду на то, что страна восстановит еще советские позиции в мире. Быть суверенными - так до конца.
 
Михаил ЩИПАНОВ

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e


Просмотров: 799
Рубрика: ТЭК


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003