"Шестёрка" затормозила в решении иранского вопроса

Четверг, 2 апреля 2015 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e

Лозанну, где проходят переговоры об иранской ядерной проблеме, в среду утром покинули министр иностранных дел РФ Сергей Лавров и его французский коллега Лоран Фабиус. Представители "шестерки" в один голос твердили о скором заключении сделки, но ключевые вопросы до вчерашнего вечера не были решены. По-прежнему было не ясно, останется ли в Иране запас обогащенного урана, как долго Исламской Республике будет запрещено заниматься исследованиями в атомной сфере и как быстро с нее будут сняты санкции. Больше всего пропуск крайнего срока вредит президенту США Бараку Обаме - позиции его критиков внутри страны и за рубежом усиливаются.
 
Основные переговоры должны были закончиться еще 31 марта - срок, который установила "шестерка" международных посредников. Но они продолжились вчера. Соединенные Штаты были одними из основных инициаторов введения санкций в отношении Ирана, и потому нынешние переговоры крайне важны для них. Дело в том, что представители североамериканского политического истеблишмента разошлись во взглядах относительно ядерной программы ИРИ. Президент Барак Обама - представитель Демократической партии, и он считает заключение договора важным шагом на пути стабилизации ситуации на Ближнем Востоке. В конце марта в видеоролике, предназначенном для иранской молодежи, он заявил: "Такие уникальные возможности выпадают нечасто. Я считаю, что у наших наций есть исторический шанс разрешить эту ситуацию мирным путем - и это та возможность, которую мы не должны упустить". Он убеждал своих оппонентов, что 31 марта - срок, до которого взаимоприемлемое соглашение с Ираном будет заключено.
 
Его внутриполитические оппоненты - представители Республиканской партии - придерживаются диаметрально противоположной точки зрения и обещают поставить вопрос о введении новых санкций в отношении Исламской Республики. Спикер палаты представителей конгресса США республиканец Джон Бейнер изначально крайне скептически относился к идее переговоров. "Это режим, который никогда не держит своего слова, - отзывался он об иранских властях. - Я не понимаю, зачем нам подписывать договор с людьми, которые не собираются его исполнять". Обама обещал наложить вето на любые предложения о новых санкциях в отношении Ирана. Сенаторы в ответ пообещали ратифицировать положение, согласно которому последнее слово в принятии решения по Ирану останется за ними.
 
"Республиканцы критиковали бы Обаму в любом случае, эту проблему не нужно преувеличивать, ведь уже наступила самая ранняя часть предвыборной кампании, - считает Павел Шариков, руководитель Центра прикладных исследований Института США и Канады РАН, эксперт РСМД. - Он будет продолжать свою политику, но независимо от того, как разрешится иранская проблема, в преддверии праймериз Обаму будут критиковать со всех фронтов - и с республиканского, и с демократического".
 
На внешнеполитической арене ситуация не менее сложная: с одной стороны, соглашение позволит США снизить градус противостояния с Исламской Республикой, которая при поддержке американских бомбардировок помогает освобождать Ирак от боевиков "Исламского государства" (ИГ), с другой - развяжет ей руки в регионе. При поддержке Ирана противник США президент Сирии Башар Асад обороняется от вооруженной оппозиции, хоуситы в Йемене захватывают власть, а движение "Хезболлах", как утверждают американские спецслужбы, расширяет влияние в Ливане. Два важных союзника Соединенных Штатов в регионе - Израиль и Саудовская Аравия - выступают резко против переговоров и каких-либо дипломатических решений. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху сказал, что Израиль "не будет прятать голову в песок". "Мы будем делать все для защиты нашей страны и нашего будущего. Иранская попытка вооружиться ядерным оружием - самая большая угроза нашей безопасности, и соглашение в Лозанне приведет именно к такому результату", - заявил он, отметив тем не менее важность сохранения союзнических отношений с США. Саудовская Аравия, в свою очередь, начинает активное противодействие иранским союзникам в Йемене и Сирии и поддерживает план по созданию панарабских вооруженных сил.
 
При этом сама сделка, ради которой американский президент идет на обострение отношений и с противниками, и с союзниками, многими воспринимается как неполноценная. Изначальной целью администрации Обамы было изменить сам характер ядерной программы Ирана, обеспечив ее мирный характер. Теперь же речь идет лишь о том, чтобы в случае активизации усилий по созданию атомной бомбы Исламская Республика смогла получить ее только через год. Иными словами, первоначальной цели американцам добиться не удалось, а новое соглашение решит проблему лишь временно. Ветеран американской дипломатии Деннис Росс, советник по Ближнему Востоку двух экс-президентов и бывшего госсекретаря Хиллари Клинтон, считает, что, если речь идет о таком соглашении, американцы должны очень четко дать понять Ирану, что меры в случае нарушения договора будут очень жесткими и будут применены немедленно, возможно даже - в одностороннем порядке.
 
Алексей Наумов

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e


Просмотров: 777
Рубрика: ТЭК


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003