Почему 76% граждан знают, что майдана в России не будет
Подавляющее большинство россиян — 94% не хотели бы повторения «евромайдана» украинского образца в России. При этом три четверти опрошенных — 76% считают, что в нашей стране такое «в принципе невозможно». Об этом свидетельствуют данные опроса, проведённого Всероссийским центром изучения общественного мнения.
Надо отметить, что цифры в течение года с момента проведения предыдущего опроса практически не изменились: и в 2014 шанс повторения украинского Майдана в России наши сограждане оценивали так же. В 2015 году в 94% граждан РФ, которым «евромайдан» не нужен, вошли в равной степени молодые (94% от 18 до 24 лет) и пожилые (93% старше 60 лет) люди, жители обеих столиц (95%) и селяне (95%), респонденты с низким (93%) и высоким (95%) достатком. И лишь 2% опрошенных заявили об обратном (среди тех, кто не одобряет работу президента, — 13%).
Как уже говорилось, три четверти опрошенных (76%) уверены — в российском государстве акции протеста, подобные «евромайдану», в принципе невозможны (за год эта доля также изменилась мало: 75% в феврале 2014 г.). При этом данную точку зрения в большей степени разделяют респонденты с высокими доходами (80%), обучавшиеся в вузах (79%), нежели малообеспеченные (71%) и малообразованные (65%). Противоположного мнения придерживаются только 15%.
…Мы неоднократно писали: майдан украинского образца в России невозможен. Майдан украинского образца невозможен в России так же, как в Белоруссии и Казахстане, — просто потому, что в этих трёх республиках нашей страны после её распада сохранились реально функционирующие государства.
Майданы случаются там, где государство носит имитационный характер, а на деле разрушено изнутри или (как на Украине) является просто «оператором территории» для иностранных заказчиков и хозяев. Просто потому, что только в недееспособном государстве кучка т.н. «активистов» может реально продавить своим насилием легальную «машину принуждения» с законной монополией на насилие.
Отметим: граждане РФ в большинстве своём едва ли занимаются рассуждениями подобного рода, однако само понимание, что «у нас никакого майдана государство, слава Богу, не допустит», у них, как видим, имеется в подавляющем большинстве.
На этом фоне, кстати, возникает ещё один вопрос. Довольно значительное число общественных деятелей патриотической направленности привыкли специализироваться именно на «защите Родины от угрозы майдана». Как легко видеть, эта угроза сейчас несерьёзна. Ситуация, когда весь патриотизм уходит в профилактику маловероятной угрозы (это тоже полезно, но не все же силы кидать на неё), — держит государственническое крыло общественных деятелей в своего рода профессиональном гетто.
В связи с этим интересно было бы услышать от них некую новую повестку.