Хиджаб как неизбежность
Мусульманское духовенство намерено конституционно закрепить разрешение на исламский платок в российских образовательных учреждениях
17 февраля в Общественной палате прошли слушания о запрете хиджаба, традиционного исламского платка, в школах и иных государственных образовательных учреждениях России. 11 февраля 2015 года Верховный суд России признал законными требования ко внешнему виду школьников, утвержденные правительством Мордовии. Региональное постановление, в частности, не допускает появление в школе в религиозной одежде, в том числе в головном уборе.
На заседании присутствовали представители министерства образования, Госдумы, Совета Федерации, администрации президента, члены ОП, Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека, исполнительной власти Мордовии, религиозные и общественные деятели, юристы, детские психологи.
Представители мусульманского духовенства заявили, что запрет, наложенный региональным правительством, нарушает права на свободу вероисповедания и гарантированный законом принцип всеобщей доступности образования. Ответчица из администрации правительства Мордовии аргументировала свою позицию тем, что Россия — светское государство и решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования.
Она подчеркнула, что под запрет, согласно постановлению правительства Республики Мордовия от 12 мая 2014 года «Об утверждении типовых требований к школьной одежде и внешнему виду обучающихся в государственных общеобразовательных организациях Республики Мордовия», попали не только хиджабы, но и мини-юбки, джинсы, декольте и пирсинг. Кроме того, ученицам запретили красить волосы в яркие цвета и демонстрировать религиозную атрибутику.
Представители мусульманской общины Мордовии в ходе слушаний подчеркнули, что надеются на понимание в отношении религиозной одежды. «Усугубление ситуации и ужесточение в этом вопросе неактуально и губительно для людей, которые все больше и больше обращаются к канонам религии», — отметил глава центрального духовного управления мусульман (ДУМ) Мордовии Фагим Шафиев. Необходимо найти политический компромисс, поскольку случай в Мордовии не единичный, и в масштабах страны этот вопрос снова возникнет.
«Постановление правительства Мордовии, поддержанное Верховным судом, о запрете на ношение платков не учло мнение народа и не предвидело его реакции, а в результате нарушило право девочек на образование и свободу вероисповедания. Предлагаю обжаловать решение Верховного суда в президиуме Верховного суда и в Конституционном суде», — заявил муфтий ДУМ Мордовии Зяки Айзатуллин.
В Мордовии традиционные мусульманские платки были запрещены школьницам после инцидента, произошедшего осенью 2014 года. 12-летняя учащаяся общеобразовательной школы села Белозерье проглотила английскую булавку, поправляя хиджаб. Девочку срочно отвезли в больницу, сделали рентген и удалили опасный предмет, после чего администрация республики запретила школьницам хиджабы, ссылаясь на единый установленный фасон школьной формы.
Представители мусульманской общины республики обратились в суд с иском о признании данного запрета незаконным. 24 октября 2014 года Верховный суд Мордовии отказал в удовлетворении иска, отметив, что «требования ко внешнему виду обучающихся направлены на устранение признаков социального и религиозного различия между ними и создание деловой атмосферы, необходимой на занятиях». В конце января 2015 года истцы подали апелляционную жалобу в Высший суд РФ, который также ее отклонил.
Осенью 2014 года вопрос о запрете исламских платков был поднят руководством Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.Н. Пирогова. Приказом «о внешнем виде студентов» №238 от 10 сентября за подписью ректора медуниверситета Андрея Камкина студентам было запрещено носить одежду, демонстрирующую принадлежность к какой-либо религии или национальности. Также запретили одежду, способную оскорбить религиозные и политические чувства окружающих.
В результате последовавших переговоров с представителями Совета муфтиев была достигнута договоренность, что «мусульманки-студентки медицинского университета смогут посещать занятия в форме, соответствующей предписаниям религии». Решили, что вместо хиджаба студентки будут носить медицинскую шапочку и «элемент одежды такого же цвета (шарф, платок или высокий ворот), покрывающий шею».
Ранее подобные запретительные меры принимались в других вузах, в частности в Волгоградском университете. В Первом Московском государственном медицинском университете имени Сеченова приказом ректора студентам было запрещено совершать намаз на территории вуза.
Российские власти, в свою очередь, неоднократно высказывались относительно мусульманских головных уборов в образовательных учреждениях. 25 апреля 2013 года в ходе прямой линии с россиянами Владимир Путин отметил: «Ничего хорошего в этом нет — это не национальные особенности, а демонстрация известного отношения к религии. В нашей стране, в мусульманских регионах, никогда такой традиции не было».
В июле 2013 года в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» министр образования Дмитрий Ливанов подчеркнул: «Мы — светское государство, и наша школа — светская, поэтому хождение в хиджабах недопустимо. Если родители хотят, чтобы их дети получили образование в государственной школе, они должны быть готовы соблюдать правила, которые в ней установлены».
В начале февраля 2015 года министр вернулся к данной теме, уточнив, что Минобрнауки не определяет вид школьной формы. «Но это общее правило (светский, деловой стиль — прим. «Ленты.ру»), определяющее требование к одежде детей», — пояснил он. По его словам, в соответствии с рекомендациями в каждом регионе имеется региональное законодательство, которое развивает и конкретизирует общие положения. «На сегодняшний день мы не видим оснований для пересмотра этой нормативной базы», — подчеркнул министр.
В Астраханской и Мурманской областях региональные власти ввели требования к школьной форме, запрещающие учащимся посещать занятия в религиозной одежде и головных уборах. В Ростовской области школьникам не разрешается носить «религиозную одежду, в том числе закрывающую лицо». В Башкирии запрет на посещение школ в религиозной одежде и головных уборах имеет рекомендательный характер. Правительство Татарстана ввело запрет на ношение «атрибутов одежды, закрывающей лицо». А вот в Чеченской Республике платки — элемент дресс-кода для мусульманок.
Проблемы с хиджабами начались несколько лет назад. В октябре 2012 года в школе села Кара-Тюбе Ставропольского края возник конфликт между администрацией школы и родителями девушек-мусульманок. Директор учебного заведения запретила учащимся посещать уроки в хиджабе, мотивируя это тем, что школа — светское образовательное учреждение.
Спустя несколько дней, 31 октября, правительство Ставропольского края утвердило основные требования к школьной одежде и внешнему виду учащихся. Один из пунктов документа, принятого краевым правительством, — запрет в школах любой религиозной одежды или одежды с конфессиональной символикой.
Несколько родителей учеников обратились в суд, требуя отменить данные правила. Однако 22 марта 2013 года Ставропольский краевой суд отказал в иске, обосновав это тем, что единые требования к школьной одежде установлены в целях обеспечения светского характера школ и не могут рассматриваться в качестве ограничений свободы совести и вероисповедания. Заявители подали апелляционную жалобу в Верховный суд (ВС) РФ. 10 июля 2013 года коллегия ВС оставила решение краевого суда без изменений.
Российское православное духовенство активно поддержало позицию мордовских мусульман в вопросе религиозной атрибутики. Сославшись на пример армии, где никому и в голову не приходит отменить форму, а также на готов и панков, предпочитающих собственный стиль в одежде, заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества иерей Роман Богдасаров, заявил, что поддерживает ношение хиджабов мусульманками, не говоря уже о платках: «Граждане нашей страны хотят носить то, что позволяет внешне проявлять свою веру. Им говорят: по закону у нас светское государство. Но Бог выше закона!»
Решение Верховного суда и другие попытки сохранить светский вид учащихся российских школ, по словам главы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина, свидетельствуют о закате эпохи светского мировоззрения в нашей стране:
«Кое-кто забеспокоился, потому что светскость проигрывает спор. Общество потребления скоро заканчивается, а время секуляризации (светского мировоззрения — прим. «Ленты.ру») уже закончилось. Так что если вы не хотите тотального конфликта, придется договариваться! Такая возможность сейчас есть: предоставьте право решать, как одеваться детям, школе или региону. Причем даже в государственной школе дети сегодня должны обучаться в соответствии с мировоззрением, которое дают им в семье. Для верующего человека нормы, данные Богом, — самые главные в жизни», — считает протоиерей.
По мнению представителей мусульманского духовенства, за последние 70 лет Россия прошла долгий путь, полный отрицания веры, и теперь необходимо вернуться к традициям, в том числе и религиозным. Это касается не только приверженцев ислама, но также и христиан, и иудеев.
«Если проблема переходит в трудноразрешимую стадию, то возможно распространение давно нам знакомой и проверенной практикой традиции лицеев, гимназий и школ по гендерному принципу, то есть отдельные школы для девочек и отдельные школы для мальчиков. Такая традиция была и в дореволюционной России, в СССР, и на современном этапе развития нашей страны это не экзотика. Подобная практика абсолютно не противоречит светскому характеру образования», — говорит муфтий ДУМ Москвы Альбир Крганов.
Таким образом, вслед за разбивкой классов по группам, изучающим ту или иную религиоведческую дисциплину (по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), прозвучало предложение разделить классы и по форме одежды учащихся, принадлежащих к той или иной конфессии. К примеру, ввести в средних общеобразовательных учреждениях два варианта школьной формы для девочек — с хиджабом и без.
Однако муфтий Крганов, говоря о гимназическом обучении в дореволюционной России, не уточнил, что в то время совместное обучение мусульман и детей других конфессий не практиковалось. «В царской православной России все дети мусульман были обязаны посещать мусульманские школы и медресе, где получали начальное и среднее образование. …Так, на личные средства императора содержались школы для крещеных татар города Казань», — читаем в монографии историка Петра Мультатули «Николай II и мусульмане».
В любом случае очевидно, что решением Верховного суда РФ дискуссия о религиозно обусловленной одежде не закрыта. Более того, теперь она может развернуться с новой силой.
Виктория Токарева
17 февраля в Общественной палате прошли слушания о запрете хиджаба, традиционного исламского платка, в школах и иных государственных образовательных учреждениях России. 11 февраля 2015 года Верховный суд России признал законными требования ко внешнему виду школьников, утвержденные правительством Мордовии. Региональное постановление, в частности, не допускает появление в школе в религиозной одежде, в том числе в головном уборе.
На заседании присутствовали представители министерства образования, Госдумы, Совета Федерации, администрации президента, члены ОП, Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека, исполнительной власти Мордовии, религиозные и общественные деятели, юристы, детские психологи.
Представители мусульманского духовенства заявили, что запрет, наложенный региональным правительством, нарушает права на свободу вероисповедания и гарантированный законом принцип всеобщей доступности образования. Ответчица из администрации правительства Мордовии аргументировала свою позицию тем, что Россия — светское государство и решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования.
Она подчеркнула, что под запрет, согласно постановлению правительства Республики Мордовия от 12 мая 2014 года «Об утверждении типовых требований к школьной одежде и внешнему виду обучающихся в государственных общеобразовательных организациях Республики Мордовия», попали не только хиджабы, но и мини-юбки, джинсы, декольте и пирсинг. Кроме того, ученицам запретили красить волосы в яркие цвета и демонстрировать религиозную атрибутику.
Представители мусульманской общины Мордовии в ходе слушаний подчеркнули, что надеются на понимание в отношении религиозной одежды. «Усугубление ситуации и ужесточение в этом вопросе неактуально и губительно для людей, которые все больше и больше обращаются к канонам религии», — отметил глава центрального духовного управления мусульман (ДУМ) Мордовии Фагим Шафиев. Необходимо найти политический компромисс, поскольку случай в Мордовии не единичный, и в масштабах страны этот вопрос снова возникнет.
«Постановление правительства Мордовии, поддержанное Верховным судом, о запрете на ношение платков не учло мнение народа и не предвидело его реакции, а в результате нарушило право девочек на образование и свободу вероисповедания. Предлагаю обжаловать решение Верховного суда в президиуме Верховного суда и в Конституционном суде», — заявил муфтий ДУМ Мордовии Зяки Айзатуллин.
В Мордовии традиционные мусульманские платки были запрещены школьницам после инцидента, произошедшего осенью 2014 года. 12-летняя учащаяся общеобразовательной школы села Белозерье проглотила английскую булавку, поправляя хиджаб. Девочку срочно отвезли в больницу, сделали рентген и удалили опасный предмет, после чего администрация республики запретила школьницам хиджабы, ссылаясь на единый установленный фасон школьной формы.
Представители мусульманской общины республики обратились в суд с иском о признании данного запрета незаконным. 24 октября 2014 года Верховный суд Мордовии отказал в удовлетворении иска, отметив, что «требования ко внешнему виду обучающихся направлены на устранение признаков социального и религиозного различия между ними и создание деловой атмосферы, необходимой на занятиях». В конце января 2015 года истцы подали апелляционную жалобу в Высший суд РФ, который также ее отклонил.
Осенью 2014 года вопрос о запрете исламских платков был поднят руководством Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.Н. Пирогова. Приказом «о внешнем виде студентов» №238 от 10 сентября за подписью ректора медуниверситета Андрея Камкина студентам было запрещено носить одежду, демонстрирующую принадлежность к какой-либо религии или национальности. Также запретили одежду, способную оскорбить религиозные и политические чувства окружающих.
В результате последовавших переговоров с представителями Совета муфтиев была достигнута договоренность, что «мусульманки-студентки медицинского университета смогут посещать занятия в форме, соответствующей предписаниям религии». Решили, что вместо хиджаба студентки будут носить медицинскую шапочку и «элемент одежды такого же цвета (шарф, платок или высокий ворот), покрывающий шею».
Ранее подобные запретительные меры принимались в других вузах, в частности в Волгоградском университете. В Первом Московском государственном медицинском университете имени Сеченова приказом ректора студентам было запрещено совершать намаз на территории вуза.
Российские власти, в свою очередь, неоднократно высказывались относительно мусульманских головных уборов в образовательных учреждениях. 25 апреля 2013 года в ходе прямой линии с россиянами Владимир Путин отметил: «Ничего хорошего в этом нет — это не национальные особенности, а демонстрация известного отношения к религии. В нашей стране, в мусульманских регионах, никогда такой традиции не было».
В июле 2013 года в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» министр образования Дмитрий Ливанов подчеркнул: «Мы — светское государство, и наша школа — светская, поэтому хождение в хиджабах недопустимо. Если родители хотят, чтобы их дети получили образование в государственной школе, они должны быть готовы соблюдать правила, которые в ней установлены».
В начале февраля 2015 года министр вернулся к данной теме, уточнив, что Минобрнауки не определяет вид школьной формы. «Но это общее правило (светский, деловой стиль — прим. «Ленты.ру»), определяющее требование к одежде детей», — пояснил он. По его словам, в соответствии с рекомендациями в каждом регионе имеется региональное законодательство, которое развивает и конкретизирует общие положения. «На сегодняшний день мы не видим оснований для пересмотра этой нормативной базы», — подчеркнул министр.
В Астраханской и Мурманской областях региональные власти ввели требования к школьной форме, запрещающие учащимся посещать занятия в религиозной одежде и головных уборах. В Ростовской области школьникам не разрешается носить «религиозную одежду, в том числе закрывающую лицо». В Башкирии запрет на посещение школ в религиозной одежде и головных уборах имеет рекомендательный характер. Правительство Татарстана ввело запрет на ношение «атрибутов одежды, закрывающей лицо». А вот в Чеченской Республике платки — элемент дресс-кода для мусульманок.
Проблемы с хиджабами начались несколько лет назад. В октябре 2012 года в школе села Кара-Тюбе Ставропольского края возник конфликт между администрацией школы и родителями девушек-мусульманок. Директор учебного заведения запретила учащимся посещать уроки в хиджабе, мотивируя это тем, что школа — светское образовательное учреждение.
Спустя несколько дней, 31 октября, правительство Ставропольского края утвердило основные требования к школьной одежде и внешнему виду учащихся. Один из пунктов документа, принятого краевым правительством, — запрет в школах любой религиозной одежды или одежды с конфессиональной символикой.
Несколько родителей учеников обратились в суд, требуя отменить данные правила. Однако 22 марта 2013 года Ставропольский краевой суд отказал в иске, обосновав это тем, что единые требования к школьной одежде установлены в целях обеспечения светского характера школ и не могут рассматриваться в качестве ограничений свободы совести и вероисповедания. Заявители подали апелляционную жалобу в Верховный суд (ВС) РФ. 10 июля 2013 года коллегия ВС оставила решение краевого суда без изменений.
Российское православное духовенство активно поддержало позицию мордовских мусульман в вопросе религиозной атрибутики. Сославшись на пример армии, где никому и в голову не приходит отменить форму, а также на готов и панков, предпочитающих собственный стиль в одежде, заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества иерей Роман Богдасаров, заявил, что поддерживает ношение хиджабов мусульманками, не говоря уже о платках: «Граждане нашей страны хотят носить то, что позволяет внешне проявлять свою веру. Им говорят: по закону у нас светское государство. Но Бог выше закона!»
Решение Верховного суда и другие попытки сохранить светский вид учащихся российских школ, по словам главы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина, свидетельствуют о закате эпохи светского мировоззрения в нашей стране:
«Кое-кто забеспокоился, потому что светскость проигрывает спор. Общество потребления скоро заканчивается, а время секуляризации (светского мировоззрения — прим. «Ленты.ру») уже закончилось. Так что если вы не хотите тотального конфликта, придется договариваться! Такая возможность сейчас есть: предоставьте право решать, как одеваться детям, школе или региону. Причем даже в государственной школе дети сегодня должны обучаться в соответствии с мировоззрением, которое дают им в семье. Для верующего человека нормы, данные Богом, — самые главные в жизни», — считает протоиерей.
По мнению представителей мусульманского духовенства, за последние 70 лет Россия прошла долгий путь, полный отрицания веры, и теперь необходимо вернуться к традициям, в том числе и религиозным. Это касается не только приверженцев ислама, но также и христиан, и иудеев.
«Если проблема переходит в трудноразрешимую стадию, то возможно распространение давно нам знакомой и проверенной практикой традиции лицеев, гимназий и школ по гендерному принципу, то есть отдельные школы для девочек и отдельные школы для мальчиков. Такая традиция была и в дореволюционной России, в СССР, и на современном этапе развития нашей страны это не экзотика. Подобная практика абсолютно не противоречит светскому характеру образования», — говорит муфтий ДУМ Москвы Альбир Крганов.
Таким образом, вслед за разбивкой классов по группам, изучающим ту или иную религиоведческую дисциплину (по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), прозвучало предложение разделить классы и по форме одежды учащихся, принадлежащих к той или иной конфессии. К примеру, ввести в средних общеобразовательных учреждениях два варианта школьной формы для девочек — с хиджабом и без.
Однако муфтий Крганов, говоря о гимназическом обучении в дореволюционной России, не уточнил, что в то время совместное обучение мусульман и детей других конфессий не практиковалось. «В царской православной России все дети мусульман были обязаны посещать мусульманские школы и медресе, где получали начальное и среднее образование. …Так, на личные средства императора содержались школы для крещеных татар города Казань», — читаем в монографии историка Петра Мультатули «Николай II и мусульмане».
В любом случае очевидно, что решением Верховного суда РФ дискуссия о религиозно обусловленной одежде не закрыта. Более того, теперь она может развернуться с новой силой.
Виктория Токарева