АРМЗ лишится наиболее рентабельных урановых активов?
В конце мая "Росатом" примет решение об окончательном разделении своего уранодобывающего холдинга "Атомредметзолото" (АРМЗ), рассказал "Ъ" источник, близкий к госкорпорации. В результате АРМЗ потеряет контроль над канадской Uranium One (U1), которой переданы практически все принадлежащие "Росатому" зарубежные месторождения урана. Акции U1 будут консолидированы на балансе нидерландской Effective Energy N.V., которая будет переименована в Uranium One Holding (U1 Holding) и передана от АРМЗ в ОАО "Атомэнергопром" (объединяет гражданские активы "Росатома").
U1 Holding станет головной структурой для всех зарубежных урановых активов госкорпорации. В частности, как поясняет собеседник "Ъ", U1 Holding получит и последний заметный иностранный актив АРМЗ — 100% акций австралийской Mantra Resources (владеет лицензией на месторождение Mkuju River в Танзании). У АРМЗ останутся только российские предприятия — урановый комбинат ППГХО в Краснокаменске, месторождения Далур и Хиагда, небольшие золотодобывающие активы и Павловское свинцово-цинковое месторождение на Новой Земле.
Идея реструктуризации принадлежит члену правления "Росатома", президенту U1 и председателю совета директоров АРМЗ Вадиму Живову, говорит источник "Ъ", и получила одобрение гендиректора госкорпорации Сергея Кириенко. Сам господин Живов станет президентом U1 Holding, сохранив за собой пост главы U1, а исполняющий обязанности гендиректора АРМЗ Тигран Хачатуров станет первым вице-президентом U1 Holding. АРМЗ возглавит нынешний заместитель гендиректора компании по спецпроектам Владимир Верховцев. По словам собеседника "Ъ", одной из ключевых задач генерал-полковника Верховцева, до 2011 года руководившего 12-м главным управлением Минобороны (курирует ядерную безопасность), станет развитие Павловского месторождения. Актив расположен на режимной территории, и его разработка требует согласования с Минобороны.
Собирать зарубежные урановые активы "Росатом" начал в 2006 году, основной причиной скупки была высокая себестоимость урана на российских предприятиях. В частности, в 2009 году у группы Василия Анисимова была выкуплена Effective Energy N.V., владевшая долями в казахских месторождениях дешевого урана, а в 2009-2010 годах АРМЗ в обмен на казахские активы и денежные средства получило 51% акций U1, владевшей лицензиями в Казахстане, Австралии и США. По оценке Вадима Живова, к началу 2011 года в U1 было инвестировано $1,2млрд. Большую часть этих средств "Росатому" предоставило государство.
Но сейчас госкорпорация фактически разделит урановый холдинг на две части с принципиально различной рентабельностью: если добыча на месторождениях U1, по последнему отчету компании, составляла $17 за фунт закиси-окиси урана (U3O8), то на российских месторождениях она значительно выше. Источники "Ъ" полагают, что на Приаргунском месторождении (ППГХО) она может составлять порядка $90 за фунт U3O8.
Вадим Живов пояснил "Ъ", что объединение в одной компании активов с дешевым зарубежным и дорогим российским ураном нормально, когда мировая цена урана составляет $70-80 за фунт окиси-закиси (U3O8), но на уровне $40 за фунт и в высококонкурентной среде эта схема не работает. U1 можно использовать как "глобальную платформу" для дальнейших проектов, в том числе сделок M&A и разменов активами, считает он. По словам господина Живова, в августе—октябре 2012 года обсуждалась идея создать такую платформу на основе "Техснабэкспорта", но затем ситуация изменилась: рыночная конъюнктура (падение котировок урановых компаний) позволила АРМЗ консолидировать U1, выкупив акции у миноритариев. Напомним, что в 2012 году после увольнения гендиректора "Техснабэкспорта" Алексея Григорьева Вадим Живов считался основным претендентом на должность, но так и не был назначен.
В АРМЗ, по словам господина Живова, необходимо провести реструктуризацию активов, компания не используется для привлечения инвестиций и требует поддержки со стороны "Росатома". "Лучше субсидировать предприятие, чем размешивать плохие активы с хорошими",— поясняет он. Топ-менеджер добавляет, что "Росатом" и так будет забирать весь уран, добываемый АРМЗ, но этих объемов госкорпорации недостаточно, и сырье U1 с казахских месторождений будет востребовано для исполнения международных контрактов.
Глава группы "Атомпромресурсы" Андрей Черкасенко отмечает, что цены на уран на мировых рынках резко упали после аварии на японской АЭС "Фукусима-1" в марте 2011 года и не восстановились до сих пор. По словам эксперта, рынок не ожидает в ближайшее время роста цен, урановые фьючерсы даже на 2017 год торгуются на уровне $45-50 за фунт U3O8.