Нарьянмарнефтегаз, последний бастион альянса с ConocoPhillips, перешел под управление ЛУКОЙЛ-Коми
ФАС России одобрил ходатайство ЛУКОЙЛ-Коми о приобретении прав, позволяющих осуществлять функции единоличного исполнительного органа Нарьянмарнефтегаза.
22 августа 2012 г ЛУКОЙЛ объявил о приобретении доли участия компании ConocoPhillips в Нарьянмарнефтегазе (НМНГ), а также некоторых других связанных с НМНГ активов.
Это финальный аккорд завершения некогда многообещающего сотрудничества.
Сюрпризом это не является, потому что еще в апреле 2012 г ФАС разрешил ЛУКОЙЛу выкупить долю НМНГ у ConocoPhillips.
В 2004 г ConocoPhillips с одобрения В.Путина совершила крупнейшую на тот момент сделку в России по покупке принадлежавших государству 7,59% акций ЛУКОЙЛа.
В 2006 г ConocoPhillips довела свою долю в акционерном капитале ЛУКОЙЛа до 20%, что было предусмотрено соглашением акционеров, путем скупки акций на рынке.
С целью разработки гигантского, как тогда казалось, Южно-Хыльчуюского нефтегазового месторождения (НГМ) в НАО, одновременно было создано СП Нарьянмарнефтегаз, где ConocoPhillips была доля 30% и у ЛУКОЙЛа – 70%.
Дополнительным преимуществом сотрудничества ЛУКОЙЛа с ConocoPhillips могло проявиться и в условиях усложнившейся геополитической обстановки вокруг Ирака в связи с возросшим влиянием США после свержения С.Хуссейна.
Однако в 2009 г консорциум ЛУКОЙЛ и ConocoPhillips проиграл битву за Западную Курну -1, и дал трещину.
В 2010 г ЛУКОЙЛ сделал buy back на сумму у ConocoPhillips около 8% собственных акций, затратив 3,44 млрд долл США, хотя первоначально ЛУКОЙЛ не планировал это делать.
Оставшиеся акции были проданы ConocoPhilips на открытом рынке.
В феврале 2011 г ConocoPhillips полностью вышла из акционерного капитала ЛУКОЙЛа.
В то же время СП Нарьянмарнефтегаз оставался незыблемым «бастионом» стратегического альянса.
В марте 2010 г Л.Федун уверено заявлял, что ConocoPhillips остается с ЛУКОЙЛом.
В начале 2011г Нарьянмарнефтегаз, например, начал осуществлять поставки ПНГ для использования в качестве топлива на котельной берегового резервуарного парка (БРП) Варандейского терминала, подтвердив свое значение для акицонеров.
Но, еще в 2010 г добыча на Южно-Хыльчуюском НГМ начала стремительно падать, причем обе стороны обвинили геологов обеих компаний в неправильной оценке доказанных запасов.
Запасы не подтвердились на 30%, и в 2011 г они были снижены с 0,5 млрд до 0,14 млрд баррелей!
ЛУКОЙЛ был вынужден списать активы в размере 955 млн долл США, а ConocoPhillips -220 млн долл США.
В 2010- 2011 гг ConocoPhillips вышла из акционерного капитала ЛУКОЙЛа, а 22 августа 2012 г завершила выход из СП Нарьянмарнефтегаз.
Официальными причинами прекращения сотрудничества ConocoPhillips и ЛУКОЙЛ назывались разные. Эксперты предупреждали о возможном выходе ConocoPhillips из Нарьянмарнефтегаза, но до последнего времени представители компании говорили о перспективности проекта.
Однако настало время, когда ConocoPhillips перестала «гордиться прекрасным сотрудничеством» с ЛУКОЙЛом.
Ситуация в российском нефтегазе за последние годы существенно изменилась.
Существенно возросла роль Роснефти и Газпрома, которые контролируются «питерской» группой.
В нефтегазе уже наведен порядок. ЛУКОЙЛу сотрудничество ConocoPhillips не помешало бы.
Любопытно, что за это время ситуация существенно изменилась.
Победитель того злополучного тендера ExxonMobil пытается выйти из проекта разработки Западной Курны 1. Правда, безуспешно.
Когда 8 ноября 2012 г Exxon Mobil заявила государственной нефтяной компании Ирака о том, что хочет выйти из проекта разработки Западной Курны -1, эксперты не сомневались, что 1-е предложение о покупке будет сделано именно ЛУКОЙЛу.
Желание Exxon Mobil продать долю в Западной Курне-1 можно понять, потому что премия 1,9 долл США/барр нефти сегодня мало кого может вдохновить.
24 декабря 2012 г ЛУКОЙЛ отказался от заманчивого предложения ExxonMobil выкупить ее долю в проекте Западная Курна 1 в Ираке.