Усыновление: за всё нужно платить

Вторник, 31 мая 2005 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e

И вновь к событиям в России, чью бюрократию сам президент Путин недавно назвал "надменной кастой". На неделе разразился грандиозный скандал вокруг аккредитации иностранных агентств по усыновлению. Оказывается, из 87-ми аккредитация есть только у одного. Проще всего сказать: "Проклятые иностранцы", честнее - задаться вопросом, как это могли допустить чиновники? На самом деле, это по их вине десятки малышей отправлены на гибель. И это по их вине мучаются тысячи порядочных людей, в чьих семьях детдомовцы могли бы найти совсем другое будущее.
Одна молодая женщина взяла на воспитание двух отказных детей. Вот уже год она обивает пороги родного муниципалитета "Ясенево", добиваясь, чтобы ей наконец-то нормально оформили все бумаги и выплатили положенные по закону детские пособия.
"Органы опеки, органы местной власти должны на руках носить этого человека и сделать все для того, чтобы он не тратил время, энергию, здоровье, силы и нервы для того, чтобы получить возможность усыновить ребенка", - уверен директор департамента воспитания и социальной защиты детей Министерства образования России Сергей Апатенко.
На вопрос высокому руководству, из кого и как оно набирает себе исполнителей на местах и что будет тем из них, кто ведет себя неподобающе, внятного ответа не последовало.
В очередной раз ничего не добившись, Ольга Бочарова возвращается домой. Там кроме мужа ее ждут полуторагодовалая Люба и двухгодовалый Макар. У Любы родители - больные СПИДом наркоманы, а у Макара мама так пьет, что забыла, как зовут папу. Вот что придумал местный орган опеки: приемной матери поручили лично разыскать этого "папу" и взять с него письменный отказ платить алименты.
"В итоге я год искала этого отца. Нашла его. Он - азербайджанец. Я нашла его в Солнцеве, в гаражах, где он обитает. Он написал мне отказное заявление, как этого и требовали в органах опеки. И когда я, радостная, туда им принесла его, они сказали: прекрасно, но пособие мы вам все равно не дадим, потому что если вы его нашли, пусть он вам его и платит", - рассказывает Ольга.
Так происходит усыновление по-российски, и иных способов, кроме как лично обивать пороги чиновничьих кабинетов, для своих граждан наш закон не предусматривает. Иностранцы в этом смысле - в куда более выгодном положении. Им в России позволено действовать через специальные агентства по усыновлению.
Ложка дёгтя в бочке мёда. После убийства американской приемной матерью 6-летнего Алеши Гейко прокуратура, пожалуй, впервые за много лет устроила агентствам по усыновлению крупную встряску. Тут-то и выяснилось, что у большинства из них не всё ладно с лицензиями и с бухгалтерией, да и контроль за судьбой детей у них будто бы слабо поставлен. Агентства обвинений не признают.
"Достаточно взять положение о деятельности аккредитованных агентств, которое было подписано еще в 2000 году. Там черным по белому прописаны правила контроля за жизнью усыновленных детей", - говорит директор агентства по усыновлению Стелла Старкова.
Согласно этим правилам каждые полгода иностранный усыновитель должен предоставлять соответствующим российским ведомствам подробный отчет с фотографиями, подписями, всевозможными печатями. Правда, чтобы эти бумаги превратились в механизм контроля, нужно, чтобы в России их как минимум кто-то читал. Похоже, в последнее время заниматься этим было некому.
"Возникла проблема реформирования государственных органов. В течение года полномочия не были переданы ни одному министерству, ни одному ведомству. В связи с этим возникла такая ситуация", - поясняет Сергей Апатенко.
"Почему позволяют не предоставлять отчеты? Почему никто не реагирует? Почему не ставят детей на консульский учет, не предоставляют сведения о положении?" - задается вопросом заместитель генерального прокурора РФ Сергей Фридинский.
Сайт одного из агентств по усыновлению. Прейскурант: за ребенка от 4 месяцев до 3 лет - 17 тысяч долларов; за двойню дошкольного возраста - от 23 до 27 тысяч долларов; за каждого школьника - 10 тысяч долларов.
Неравнодушие прокуратуры к подобным рекламодателям понятно. Формально все они - освобожденные от налогов гуманитарные миссии, на деле же - высокооплачиваемые посредники между иностранными усыновителями и российскими органами опеки. Разумеется, агентства заявляют, что берут деньги исключительно за консультационные услуги. Чиновники уверяют, что с тех денег ничего не имеют. Однако жизнь говорит совсем об ином.
Свердловская область, Алапаевский детский дом. В прошлом году местное управление образования взяло и отправило двух отказных детишек, брата с сестрой, в Америку. Как бы на экскурсию. Поселили их в богобоязненном и сердобольном семействе, дождались, когда дети начнут называть взрослых мамой и папой. Потом вдруг появляется оплатившее поездку агентство и выставляет счет.
"Американские будущие родители захотели взять этих детей. Начали оформлять. Агентство просит взятку - 50 тысяч долларов. Американцы отказались, сказали, что согласны эти деньги потратить на образование, здравоохранение: почему мы должны давать вам взятку?" - говорит председатель Комитета Госдумы по делам женщин, семьи и молодежи Екатерина Лахова.
Узнав, что дело не клеится, свердловские областные чиновники тут же объявили американской семье, что согласно пункту такому-то статьи такой-то те не имеют права на усыновление. Детей вернули обратно в детдом. Там Ваня и Маша проведут, видимо, все оставшееся до совершеннолетия время.
Программа "Детский час" на "Радио России". В эфире - звонок: "Здравствуйте, мы с мужем решили усыновить ребенка. Но в органах опеки, куда мы обратились, с нами очень резко поговорили, и мы поняли, что ни на какую помощь нам рассчитывать не придется". Таких звонков здесь принимают по несколько десятков за эфир.
Другой звонок: "Мы с мужем так и не поняли, что мы должны делать и что органам опеки от нас нужно. Может быть, им денег дать? Я не понимаю, что происходит".
"Нет, денег давать не нужно ни в коем случае. Не надо развращать чиновника и всю систему", - отвечает автор и ведущая программы Инна Зотова.
За последние пятнадцать лет количество детдомов в России выросло вдвое. Из 175 тысяч детей, официально признанных сиротами и подлежащих передаче на усыновление, реально в российские и зарубежные семьи удается пристроить максимум десять процентов. Любимое объяснение чиновников: народ теперь стал черствый и детей брать не хочет.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e


Просмотров: 649
Рубрика: Продукты питания
(CY)

Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003