Нефтесервис стал политикой: переход предприятий в частные руки влечёт рост протестных настроений

Вторник, 31 января 2012 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e

Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) Наталья Комарова предложила создать крупного государственного игрока на нефтесервисном рынке. Это новый по сути, но далеко не первый сигнал властям о необходимости уделить серьзное внимание нефтесервису.

Наталья Комарова считает переход нефтесервиса в руки частных, в том числе иностранных, инвесторов одной из причин протестного голосования на выборах в регионе, где добывается половина российской нефти. В последние годы нефтяники активно выводили и даже продавали сервисные структуры. По мнению Натальи Комаровой, это "существенно ухудшило электоральные настроения работников сервисных организаций и их семей". Задержки оплаты нефтяными компания выполненных работ, жесткая конкуренция на рынке и демпинг как метод борьбы за заказы привели к тому, что, как заявила Комарова, на фоне общего роста зарплаты в нефтегазовой отрасли в «11% предприятий сервиса отмечается снижение уровня заработной платы по сравнению с 2007 годом, по 59% исследованных сервисных предприятий рост зарплаты за пять лет ниже уровня инфляции, сложившегося за этот период».

Специалисты давно обращают внимание на катастрофическую ситуацию в нефтесервисе. По словам президента Тюменской ассоциации нефтегазосервисных компаний Владимира Борисова, нефтегазовый сервис, как и вся промышленность, «загнаны в тупик». «Это ненормальное явление, когда 60% нефтесервисного рынка России занято иностранцами, – считает Борисов. – В какой стране еще это возможно? Например, в Норвегии введен лимит – 30%. И государство это регулирует».

Причин такой ситуации несколько, и одна из них – тотальная распродажа ВИНКами своих нефтесервисных подразделений. В сообщении на эту тему от 23 января говорится, что завершила продажу нефтесервисных активов «Газпром нефть". В конце декабря 2011 года "Газпромнефть-Нефтесервис" (подразделение "Газпром нефти") завершил сделки по продаже двух предприятий блока основного производства - "Сервисной буровой компании" (СБК) и "КРС-Сервис" (КРС). Покупателем обоих активов стало ОАО "РУ- Энерджи Групп". Название не должно вводить в заблуждение, эта компания полностью принадлежит азербайджанскому капиталу. Всего в 2011 году «Газпром нефтью» были проданы еще 5 крупных сервисных компаний. По словам председателя правления "Газпром нефти" Александра Дюкова, выход из нефтесервисного бизнеса позволил компании "сократить издержки и способствовал развитию конкуренции на профильных рынках".

Конкуренция на рынке нефтесервисных услуг действительно возросла, причем настолько, что в условиях больших постоянных затрат российские нефтесервисные компании не в состоянии позволить себе расходы на научно-исследовательские работы, даже близко сопоставимые с тем, что тратят на НИР и ОКР западные нефтесервисные гранды. Президент Союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль приводит такие цифры: Exxon и Shell тратят примерно1-1,2 млрд долларов в год на научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу, а у нас все энергетические компании, вместе взятые, тратят на научно-исследовательскую работу порядка 250 млн долларов.

Все это приводит к тому, что отечественным нефтесервисным компаниям поручаются только стандартные операции, не приносящие большой прибыли, а наиболее сложные и дорогостоящие заказы достаются зарубежным фирмам. При этом их доля в общем объеме заказов постоянно растет. Даже у государственной «Роснефти» растет доля зарубежных компаний, например, в эксплуатационном бурении – 33%, сетовала Наталья Комарова.
Только единицы российских компаний оказываются способны успешно конкурировать с зарубежными грандами нефтесервиса и только по отдельным видам работ. Например,
компания «Зиракс» успешно осваивает ниши кислотных обработок скважин и глушения скважин собственными растворами. Произведенными в «Зираксе-Нефтесервис» кислотными составами были обработаны нефтяные скважины в ООО «Журавское» (Ставропольский край), «Ставропольнефтегаз», «Новосибирскнефтегаз». Среднее увеличение дебета скважин после выполнения сервисных работ составило 82-95% (минимальное значение прироста нефтеотдачи 66%, максимальное – 128%). Это более чем вдвое превосходит средний результат по отрасли. Применение «мягких» солевых систем с гидрофобизаторами для глушения скважин позволяет в пять раз сократить срок выхода скважины «на режим», при этом на большинстве обработанных скважин нефти стали добывать процентов на 40 больше.

Однако такие примеры не меняют пока общей картины падения отдачи пластов. Средний КИН (коэффициент извлечения нефти) в России сократился за последние два десятилетиях с 40-45% до 30-35%. В США же, например, за последние 30 лет КИН вырос с 32 до 40 процентов, хотя структура запасов нефти там изначально хуже.

Нефтяники видят выход, в первую очередь, в снижении налогов. Если налогообложение нефтедобычи не будет изменено, отрасль пройдет пик добычи (502-503 млн тонн), вслед за которым начнется ее постепенное сокращение до 395 млн тонн в 2020 году, заявил министр Сергей Шматко, представляя в правительстве в проект Генеральной схемы развития нефтяной отрасли до 2020 года. Это произойдет, по словам министра, потому, что «при сегодняшней налоговой системе нерентабельны для разработки 90% запасов новых месторождений и 30% на уже разрабатываемых месторождениях». Власть сейчас оказалась перед серьезной дилеммой – налоговые льготы нефтяникам подорвут бюджетный баланс, а при отсутствии льгот снизится нефтедобыча.

По мнению гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, сначала падение будет находиться в пределах статистической погрешности – "процент-два". Затем в течение 3-5 лет динамика добычи нефти в России будет находиться на некоем плато. После этого возможно ускорение темпов падения добычи "черного золота" в России – до 5-7% в год даже несмотря на колоссальные затраты.

Но при пренебрежении развитием отечественного нефтесервиса обвал может случиться гораздо раньше. Директор по развитию геофизического приборостроения ОАО НПФ «Геофизика» Владимир Лаптев считает, что если государство не примет экстренных мер, то в ближайшие 1-2 года российский рынок нефтегазового сервиса пройдёт точку невозврата и попадёт под полный контроль американских компаний Schlumberger, Halliburton, Baker Hughes, Weatherford. «Вот тогда государство и добывающие компании окажутся перед печальным фактом свободного доступа иностранцев к стратегической информации о минерально-сырьевой базе, а нефтяные компании будут ещё за это платить по мировым ценам – в 5-15 раз дороже, чем сейчас», – заявил Лаптев.

Проблема отечественного нефтесервиса, таким образом, приобрела политическую окраску. Зависимость государства от доходов нефтегазового сервиса столь велика, что любое ухудшение ситуации с объемами добычи чревато серьезными социальными последствия. В то же время опыт США показывает – и на старых запасах можно долго продержаться, если применять современные методы повышения КИН. По оценкам, если в России системно будет обрабатываться современными кислотными составами 10% скважин, это даст дополнительно порядка 23 млн. тонн сырой нефти в год.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e


Просмотров: 1709
Рубрика: ТЭК


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003

Февраль 2007: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28