В субботу впервые впервые продавались квоты на краба камчатского в Баренцевом море

Понедельник, 14 февраля 2005 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e

В субботу Федеральное агентство по рыболовству провело последний из трех закрытых аукционов по квотам на вылов морепродуктов, на котором впервые продавался краб камчатский в Баренцевом море. Корреспондент Ъ Алексей Шаповалов стал свидетелем монополизации отрасли.

Напомним, по новой системе распределения морских биоресурсов, вступившей в действие 1 января 2004 года, рыбные аукционы отменены. Теперь квоты на вылов рыбы предоставляются рыболовецким компаниям, во-первых, не на один год (как это было при аукционах), а на пять лет (подробнее см. Ъ от 9 апреля 2004 года). Во-вторых, квоты распределяются по так называемому историческому признаку, то есть наибольшую долю годового улова получат предприятия, которые активно покупали квоты на рыбных аукционах в последние три года. Однако и после отмены рыбных аукционов биржи не остались без дела. Новая система предусматривает, что на торги могут быть выставлены квоты на добычу биоресурсов, вновь разрешаемых к использованию в промышленных целях, а также на вылов морепродуктов во вновь осваиваемых районах промысла. Именно такой аукцион и был проведен в субботу: впервые продавался краб камчатский в Баренцевом море.

Для участия в закрытом аукционе зарегистрировались представители 34 рыболовецких компаний, однако потенциальных победителей можно было определить еще до его начала. Товар, выставленный на торги, в высшей степени ликвиден. Краб камчатский называется у рыбаков "валютным" и, например, на рынке США стоит до $22 за 1 кг. Торги начались с продажи лота на стопроцентную квоту вылова краба Ненецкого автономного округа в Баренцевом море. Стартовая цена составляла 1,2 млн рублей. Буквально за десять минут она поднялась до 69 млн рублей. В борьбе принимали участие представители всего шести компаний. Победитель, под #3, так и не опустил своей таблички, пока ведущий увеличивал цену лота, другие же не смогли довести свои ставки даже до 20 млн рублей.

То же происходило с квотами Архангельской области на вылов камчатского краба в Баренцевом море – цена лота усилиями одного участника в считанные минуты поднялась с 1 млн до 39 млн рублей. Общая сумма по лотам на составила 213 млн рублей. Но самая ожесточенная схватка за краба произошла между моряками Мурманской области. По ней было выставлено девять лотов, размером всего от 7,51% до 2,4% государственной квоты (размер квоты – государственная тайна), при этом начальная цена лота значительно превышала другие – она стартовала с 2 млн рублей. Сначала в торги пытались включиться представители мелких рыбацких хозяйств, но уже на 15 млн рублей за лот они снимали свои заявки. Судя по визуальным наблюдениям, борьба велась между представителями трех крупных компаний. И цены на глазах вырастали с 2 млн до 100 млн рублей за лот. Итоговая сумма составила 633,5 млн рублей.

По окончании аукциона участники были приглашены на банкет. Победители в узком кругу пили водку и зазывали друг друга в гости. Побежденные прощались, не чокаясь. Корреспондент Ъ поинтересовался у последних: "В чем смысл вашего участия в аукционе?". В ответ один из директоров рыболовецкой артели признал, что по большому счету ни на что и не рассчитывал: "Ведь они кредитуются у западных компаний",– развел он руками.



"Квоты объединяют, чтобы контролировать рынок"

Итоги субботнего аукциона по просьбе корреспондента Ъ АЛЕКСЕЯ ШАПОВАЛОВА подводит СЕРГЕЙ ПОДОЛЯН, заместитель главы Федерального агентства по рыболовству.

– Вы довольны результатами аукциона?

– Да. Мы надеемся, что закроем вопрос по вновь введенным квотам в 2004 году, продадим доли, закрепим их на пять лет за предприятиями.

– Что изменилось в системе квот и аукционов?

– Сегодняшний элемент проведенного мероприятия, в данном случае аукционной продажи долей, закрепляемых за предприятиями на пять лет,– только часть реализации постановления правительства о квотах на вылов биологических ресурсов. Предприятия теперь могут строить бизнес-план без оглядки на человеческий и чиновничий факторы. Почему мы проводим аукционы? Были и будут объекты, по которым не было трехлетней истории вылова и которые будут вводиться в промысел с каждым новым годом. Что с ними делать? 704-м постановлением предложено проводить аукционы на эти объекты с тем, чтобы закрепить их за предприятиями на пять лет. Этот этап мы сегодня наблюдали: за час, даже меньше, продали доли на камчатского краба в Баренцевом море на общую сумму около 1,954 млрд руб. И эти доли теперь будут закреплены за купившими их предприятиями на пять лет.

В данном случае большие компании, объединив квоты, на самом деле идут не на то, чтобы выйти в море,– этот этап уже пройден два или три года назад,– они идут на то, чтобы объединить эти квоты и, честно говоря, контролировать рынок.

– Вы с этим миритесь?

– Ответить сложно, думаю, что и любому на моем месте было бы сложно. Пройдет год, два, три, мы посмотрим, будет ли лучше от того, что эти доли будут куплены, допустим, десятками предприятий или это все-таки будет три или четыре способных предприятия – я имею в виду, способных финансово. Может быть, это и есть путь... Хотя есть социальный аспект, и в таком приложении картина несколько иная. Но не все прибрежные предприятия были готовы к освоению такого объема.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e


Просмотров: 1879
Рубрика: Продукты питания


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003

Март 2007: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31