На задворках жизни. Будни обитателей "медвежьего угла"

Пятница, 22 октября 2004 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e

СПК "Новоселье" – не самый дальний угол в Фировском районе Тверской области. Контора хозяйства стоит на 36-м километре от федеральной трассы Москва – Петербург в поселке Сосновка по пути в Фирово. А главное, вблизи здешнего гиганта экономики - стеклозавода "Востек".
И немало получателей груза с "Востека", шоферы лесовозов, другие проезжающие залетали еще недавно в придорожную харчевню "Новоселья", чтобы вкусить здешних зеленых щей и прочей пищи. Вкусной и дешевой.
- Наши поварихи готовили отменно. Овощи, свинина свои… Посетителей было много, и ежедневно в кассу СПК ложились "живые" деньги, – вспоминает его председатель Любовь Степанова. – Из них мы и зарплату выплачивали своим крестьянам, и горючку могли приобрести… Подспорье было немалое. Да вот теперь остались у разбитого корыта. Сожгли недавно наше доходное место. Скорей всего, свои, по пьянке и из зависти. А конкурентов здесь нет. В ближнем селе Покровском за один год сожгли сельсовет, магазин, клуб, библиотеку, школу… Виновных, как водится, милиция не нашла. Тогда и почту там закрыли и к нам перевели.
…На крыльце конторы СПК нет никакой вывески. Только черный квадрат остался от нее. Возле крыльца в траве валяются пивные и водочные бутылки. На одну наступил и чуть не шлепнулся в мокрую траву. Хорошо, не подвернул ногу.
- Не живем мы, а скорей выживаем, – вздыхает председатель. - Мы на задворках области даже по алфавиту. И во всех сельхозсводках в числе последних. Здесь тупик северо-запада Верхневолжья. Дальше за Фирово - край света, куда и заглянуть страшно, хотя у нас не краше, наверное.
При въезде в Сосновку еще сохранился большой трафарет с названием откормочного совхоза "Новоселье". Только теперь вместо трех с гаком тысяч бычков, которых растили 280 рабочих, на полях трудятся 19 работников. И ни одной мычащей скотины. Лет пять, как последнего бычка зарезали. Животноводство осталось в прошлом, и уже третий год здесь занимаются только овощами: свеклой, морковью, капустой… На площади менее 2 га. Еще 4 га под картофелем.
Немного. Но и на этот мизер нет сбыта, приходится и эти площади сокращать. Бюджетные организации района не берут продукцию – негде хранить. Они в магазинах берут по пять–десять килограммов - и все. Овощи теперь в магазинах круглый год. Зачем брать овощи оптом тем же детсадам, если в ином из них три малыша остались. В райбольнице лежат 35 человек. Вот медики взяли в "Новоселье" всего 100 кг моркови, 700 кг капусты. На целый год. 2,5 тонны картофеля засыпали. Таковы объемы райбольницы. В сельских школах родители, чтобы не платить за питание, дают детям мешочек картошки, 15 кг капусты для столовых. Тем и кормятся. А настоящего рынка сбыта нет. Вот СПК и несет ежегодно не менее 200 тысяч рублей убытка.
- Два гектара и вручную можно засадить, имея лошадку. Техника-то осталась? – спрашиваю председателя.
- Техника осталась, но не занята. Она в деле у нас месяца два, не более. Есть два зерновых комбайна, силосоуборочный, две косилки, 6 тракторов, машины… Сдаем их в аренду колхозу "Восход". Только деньги они не платят. Если бы не наш комбайн, то и силоса они бы не заготовили. А у них 1500 голов скота. Сейчас техника раскидана по дворам механизаторов. Они хоть на ней подрабатывают себе на жизнь. На частных пилорамах, на подворьях жителей и дачников.
- При такой жизни остается в петлю лезть…
- Пока что стараемся от земли не оторваться. Кроме овощей еще сено заготавливаем на продажу населению и другим хозяйствам, – добавляет бухгалтер СПК Надежда Павлова. - Около 100 тонн сена было, да вот не можем продать оставшихся тонн 60. Население перестало держать скот. Порядка 30 коров на весь поселок, а это 360 жителей. Корма дорогие. Комбикорм возят ныне по 6 рублей за килограмм. Выгоднее готовое мясо купить. Какое оно по качеству будет, это уже другой вопрос. И свиноматки были, но нынче их уничтожаем. С ними работать некому и сбыта нет. Две свинарки ушли на пенсию и никого не зазовешь. Зерновых у нас порядка 80 га. Так их тоже на корм не продать никому. Вообще у нас экологически чистый продукт. И овощи также. Удобрений купить не на что. Просто клевера второго года распахиваем. Так и удобряем землю.
- Так каково будущее? В районе советовались? Там-то хоть могут помочь со сбытом или посоветовать к кому-то прибиться…
- У нас сейчас замаячили два предложения. Здание бывшего пищекомбината приобрели столичные авиаторы для создания пищевой переработки. Предлагают выращивать нам морковь на 100 га. При этом вроде бы вложат свои средства на ГСМ, удобрения и прочие наши нужды. Другому хозяйству они предложат еще что-то, третьему еще, - делится мыслями Любовь Степанова. - Глава района склонен им верить. Второе предложения от "Востека". Они хотят на нашей базе открыть свое подсобное хозяйство для производства молока и мяса. Наряду с овощами.
В "Востеке" несколько сотен рабочих. А молоко нужно не только для столовых. Они его дают рабочим в горячих цехах, приобретая сейчас по 18 рублей за литр, судя по словам Надежды Павловой.
- Мы сейчас готовим документы для "Востека", – уточняет она. - На ферме, может, голов 200 дойного стада будет. Хотят заводские и свою переработку молока ставить. Директору "Востека" нужно, чтобы корова давала не менее 30 литров молока в день. Наша черно-пестрая больше 18 – 20 никак не выдаивала. Конечно, если будут деньги на полноценный рацион при элитном стаде, то можно молока получить и больше. Тогда у нас, глядишь, наведут порядок. Мы своих работников, видно, распустили. Наши механизаторы, как услышали о возможном приходе "Востека", сразу забеспокоились о технике. Наверняка ведь завод поставит машины на учет и соберет все в одно место, как было прежде. Но этот вариант был бы для нас выходом из тупика при нынешнем угасании жизни. Сейчас, что продадим с колес, тем и живем. Если к концу года дизтопливо, по прогнозам, будет стоить в пределах 20 рублей, то мы свою контору закроем вовсе. Сейчас хозяйства, сохранившие молочное поголовье, фактически работают на солярку и на электроэнергию.
- А мне от "Востека" таких предложений не было, - всплеснула руками председатель СПК "Колос" Татьяна Солодова. – Но я бы от него не отказалась. К тому же мы по сравнению с "Новосельем" гораздо крепче стоим на земле.
….Земли "Колоса" лежат в окрестностях деревни Жуково, что в паре километров от еще не сгоревшего до конца села Покровское. Здесь я бывал лет 25 назад. Воспоминания остались весьма добрыми. Колхозное правление было просторное, опрятное и шумное. Стены были увешаны показателями, графиками, плакатами… Все было покрашено, ухожено, вплоть до клумб и палисадника вдоль фасада конторы. Сегодня я поначалу не понял, работает ли контора вообще. Вход в старое правление зиял чернотой и пустотой. На песке возле него не было следов от протекторов машин. Направо и налево по коридору – полная разруха.
Председателя Татьяну Солодову я нашел на дальней ферме. Сесть в тепло машины отказалась. Не решилась в слишком унавоженных сапогах и забрызганной тем же навозом одежке. Так и пришлось говорить с отчаянной молодой женщиной на ветру при моросящем осеннем дождике.
- Я здесь только второй год. Прошлой весной пришла сюда, в апреле, в канун посевной. Раньше здесь было более тысячи голов. Сильное было хозяйство, гремело в районе и области. Руководил им Муравьев Алексей Сергееевич. Они льна по 400-500 га имели, картошки по 300 га, а теперь… Заступила я при наличии стада в 75 голов, при 30 га льна и 50 га зерновых. Все. Задолженность по заработку была 6 месяцев. И сразу предложила расширить посевы льна в 3 раза. Но мы смогли осилить даже 100 га. А ныне уже 120 гектаров льна убираем. Купили телок в "Восходе" в обмен на силос и сено. Сейчас уже стадо в 137 коров и 60 телят на доращивании. Зерновых посеяли 100 га. Однолетних трав - 100 га. Силос сполна заготовили и еще 35 га вики есть на семена. Погода вот подводит с уборкой. Льна осталось убирать 40 га. Лен сдаем на заводы в Вышнем Волочке и в Есеновичах. А у нас льна ниже номера в 1,25 нет. Так что дотацию за него получим. Реструктуризацию прошли, хотя долгов в принципе было немного. Она была необходима, потому что по постановлению губернатора, без нее хозяйства останутся без дотации. И животноводческую дотацию получаем. Немного, но все же. 15 копеек на литр молока. И 25 копеек - районная. Так что 40 копеек на литр имеем.
- Все бы ничего и можно работать. Но душит цена на ГСМ, - сокрушается Солодова. - Сейчас по 11 рублей за литр солярки платим. А молоко сдаем по 4,80 на молокозавод в Медном. Платят крохи и с запозданием. Лишь недавно из 100 тысяч долга завод оплатил нам половину. Когда теперь отдаст оставшееся… Техника старая, но вся на ходу и топлива просит. Только тракторов 19 работающих. Это на коллектив в 50 человек.
…. В общем, крутится женщина. К примеру, есть в селе Покровское небольшой молочный цех. Оказывается, надо туда поставить новые усиленные охладители. Так Солодова ездила в Тверь, просила, выбивала… Пока впустую. Это при том что хозяйство могло бы в Покровском собирать большие объемы молока и возить его уже через день в Бологое, где приемная цена выше. А сейчас малыми объемами сдают практически задарма в Медное. Но район эти инициативы как-то не интересуют. Как не волнует и сбыт имеющейся продукции. Впечатление такое, что главу района Виктора Кузнецова, бывшего председателя колхоза, сельские дела не волнуют.
Многие здешние крестьяне мне говорили, что достаток их "медвежьего угла" Кузнецов связывает с "Востеком", который действительно насыщает значительную долю местного бюджета. Однако при его избрании четыре года назад народ полагал, что Кузнецов, как сельский специалист, поможет оживить крестьянскую жизнь. И не только за счет лесных вырубок на пользу местных СПК. Кстати, он тогда весьма резко критиковал наполнение сельской казны "сосновыми" деньгами и был ярым противником лесного беспредела в районе. При мне распекал в своем кабинете просителя порубочной делянки. А ныне хозяйства совсем захирели, даже его родной "Восход".
- Еще дышат у нас в районе два СПК с льняными землями в 490 га: 120 га у Солодовой в "Колосе" и 370 га в колхозе "Восход", – говорит Надежда Баранова, глава Фировского райсельхозуправления. – При имеющейся дряхлой технике это нагрузка большая. Реально помогают растить лен собственные руки и ноги, да еще школьники. На имеющиеся доходы технику нам не купить. В лизинг федеральный не войти. А областного лизинга так и не создали в прошлые годы. Вот вы говорите, в "Новоселье" вешаться надо от безысходности. Вот обвиняют руководителя в инертности. А что ей делать, если сеять в районе начинали с горючкой по цене 7 рублей за литр, к уборке подошли по 11 рублей? Как планировать? Сегодня бы убрать с полей все остатки. Теперь там коллективу решать – работать ли с "Востеком". Всего же в районе осталось с десяток сельхозпроизводителей, а реальных - только шесть. И среди таких, как "Колос", "Восход", "Фировский", "Шлинский", коллектив СПК "Новоселье" нельзя сбрасывать со счета.
- Разве можно "Новоселье" считать реальным хозяйством?!
- А почему бы и нет! Вот у них столовая сгорела, а при ней им было совсем неплохо. Мы сегодня на мясокомбинат скот сдаем по 18 рублей живком, по 36 рублей в убойном весе. А на трассе питерской в харчевнях кило мяса проходит по 400 рублей. Я раз глянула в ценник - 100 граммов мяса за 40 рублей. Ныне реализация через свою столовую – лучший путь к оборотным деньгам. Так они и то всего лишь 100% наценку делали…
И ничего не сказала о поиске рынка сбыта имеющейся на селе продукции. И вообще Надежда Баранова наотрез отказалась поведать о бедах фировского села. Сетовала: вот правду скажешь прессе, а потом за нее меня же и критикуют. Как я понял, именно Кузнецов критикует. Он курирует в районе село и считает, что только он знает мужицкую правду. Не поведал он мне ее. Обещал после обеда встретиться, но так и не увиделись. И Баранову я случайно "отловил" на крыльце управления по селу. Она не особенно распространялась об инертности властей. Это крестьяне на местах видят, что район ничем им не помогает, и что их маета главе района не нужна.
Надо сказать, что областные руководители в Фирово заезжают редко. Не показателен район. Нет в нем хозяйств, входящих в областную элиту. К тому же новая областная команда не раз уже расписывалась в незнании сельской жизни и ее проблем. Даже назначенный руководитель облдепартамента по селу. Есть еще заместитель губернатора, куратор по селу Михаил Зорин. Из здешних, из тверских. Но его советам, очевидно, не доверяют. Иначе зачем еще губернатору надо было выписывать себе в советники по сельскому хозяйству из Саратовской губернии тамошнего фермера Камиля Фаизова. Он пока что до Фирово не доехал.
Этот "медвежий угол" погоды в сельском производстве Верхневолжья не делает. И вряд ли в ближайшие годы что-либо изменится. Если, конечно, Кузнецов не пригласит Фаизова в район на охоту. Может, на ней новый советник скажет главе района заветное слово, которое сподвигнет его на крестьянское возрождение.
Очень любят начальники в Фирове охотиться…

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e


Просмотров: 1223
Рубрика: Продукты питания


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003