Ошибка на миллион долларов

Вторник, 7 сентября 2004 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e

Банкротство. Лицензией на страхование ответственности арбитражного управляющего спешат обзавестись многие страховщики. Емкость рынка в этом сегменте довольно низкая, и к его разделу можно не успеть.

Закон требует. С принятием в 2002 году нового закона о несостоятельности (банкротстве) ответственность арбитражного управляющего (ОАУ) за убытки, причиненные его действиями должнику или кредиторам, подлежит обязательному страхованию. Минимальный размер страховой суммы не может быть ниже 3 млн рублей в год. Но это лишь базовое значение. При назначении на конкретное предприятие управляющему приходится страховаться дополнительно на сумму, зависящую от стоимости активов должника. Например, если они оцениваются более чем в миллиард рублей, то лимит ответственности увеличивается на 20 млн рублей и на 1% от балансовой стоимости активов, превышающей этот миллиард.

Однако внушительные на первый взгляд страховые лимиты не слишком пугают операторов рынка. Страховые случаи происходят крайне редко, а выплаты по ним незначительны. Ничего удивительного в этом нет.

Непременным условием для выплаты возмещения является решение суда, которое обязывает арбитражного управляющего возместить убытки, причиненные третьим лицам в результате его "непреднамеренных действий". Однако доказать факт профессиональной ошибки при отсутствии злого умысла в суде удается не всегда, особенно когда банкротство сопровождается конфликтом хозяйствующих субъектов. Кроме того, публичное признание ошибки наносит репутационный вред арбитражному управляющему, поэтому большинство случаев, которые могли бы стать страховыми, разрешаются во внесудебном порядке. Так, в частности, произошло на одном из северокавказских предприятий, где арбитражный управляющий, застрахованный в "Росно", нарушил очередность удовлетворения требований кредиторов. Договориться удалось без суда, и страховщику не пришлось ничего выплачивать. Как сообщила "Ф." руководитель программы страхования участников профрынков Военно-страховой компании (ВСК) Екатерина Картавых, ВСК ведет около 2 тыс. договоров страхования ОАУ, однако с необходимостью выплат довелось столкнуться лишь однажды. Арбитражный управляющий, назначенный на одно из предприятий в Иванове, заключил сделку с юридической фирмой в ущерб интересам кредиторов. В результате страховщику пришлось возместить им убытки примерно на 30 тыс. рублей.

Арбитражный управляющий — не сапер и ошибаться может не единожды. Однако изъяны в его работе чреваты убытками кредиторам и должникам при осуществлении любой из процедур банкротства. Зачастую они связаны с небрежным ведением реестра кредиторов, нарушениями при инвентаризации имущества должника, опрометчивыми сделками от его имени. Впрочем, перечень возможных ошибок управляющего в Типовых правилах страхования ОАУ, утвержденных Минфином в августе прошлого года, не расписывается. Зато правила изобилуют исключениями из страхового покрытия. В частности, оно не охватывает убытки, причиненные третьим лицам вследствие неблагоприятного результата инвестирования, использования арбитражным управляющим недостоверной информации, исполнения решений государственных органов, противоречащих законодательству, — всего более полутора десятков пунктов.

Страхователей такие условия не устраивают, особенно после утверждения правительством положения о компенсационных фондах саморегулируемых организаций (СРО) арбитражных управляющих. Эти фонды предназначены для возмещения убытков участникам банкротства, пострадавшим от действий членов СРО. Они формируются исключительно в денежной форме за счет взносов самих управляющих (из расчета не менее 50 тыс. рублей на каждого) и должны пополняться всякий раз, когда объем средств в них опускается ниже минимального значения. Компенсационные выплаты производятся в двух случаях: либо размеры финансового обеспечения ОАУ недостаточны, либо возмещение не предусмотрено договором страхования. Очевидно, что при нынешнем уровне страховой защиты ОАУ залезать в этот "карман" придется часто.

Спрос диктует. Российский союз саморегулируемых организаций арбитражных управляющих уже изложил свое видение проблемы Всероссийскому союзу страховщиков. Принципиальных возражений против расширения страхового покрытия нет, но дискуссионные вопросы остаются. В частности, вопрос о включении в страховое покрытие ответственности за незаконное увольнение работников должника.

"Многие предложения вполне обоснованны, и мы их поддерживаем, — комментирует экономист сектора страхования профессиональной ответственности "Ингосстраха" Бакури Купреишвили, — но с некоторыми не согласны". По его словам, проблема заключается не только и не столько в тексте правил страхования: "Многие арбитражные управляющие до сих пор видят в страховании не защиту собственных интересов, а некий оброк, который на них "повесило" государство, и с большей готовностью идут на приобретение низкокачественной страховой защиты за небольшие деньги". Расширение объема страхового покрытия необходимо, соглашаются страховщики, но оно повлечет за собой увеличение стоимости страхования.

Впрочем, такая точка зрения небесспорна. Во-первых, качественно программы страхования ОАУ, представленные сегодня на рынке, мало отличаются друг от друга, а при существующих ограничениях страхового покрытия одинаково неэффективны. Соответственно относиться к страхованию ОАУ иначе как к оброку не получается. Во-вторых, сегодня рынок банкротств испытывает дефицит арбитражных управляющих — их не более 5 тыс., при этом количество дел о несостоятельности, находящихся на рассмотрении судов, превышает 50 тыс. В этой ситуации СРО могут успешно влиять на ценовую политику страховщиков посредством их аккредитации. Гильдия арбитражных управляющих Республики Татарстан (ГАУРТ), к примеру, готова сотрудничать со страховыми компаниями лишь в том случае, если размер тарифа по базовому договору страхования ОАУ не превышает 0,5%, по дополнительному — 0,8% при безусловной франшизе не выше 1% от страховой суммы. В этих пределах и идет конкурентная борьба среди страховщиков. Так, минимальный тариф у ВСК по базовому договору страхования ОАУ составляет 0,25%, а по дополнительному — до 0,6%, в зависимости от процедуры банкротства (самым рисковым считается конкурсное производство). В "Ингосстрахе" тарифные ставки колеблются в более широком диапазоне — от 0,2% до 1,5% от страховой суммы.

Количество аккредитованных страховщиков в различных СРО существенно отличается. Так, если в списке ГАУРТ аккредитованы только трое страховщиков, то в СРО Центрального федерального округа — 12. Об острой конкуренции и привлекательности данного рынка для страховых компаний говорит и тот факт, что изначально базовый тариф по страхованию ОАУ составлял 1,48%, однако в течение считаных месяцев снизился почти в пять раз, а минимальное его значение достигло 0,15%.

Имущество в придачу. Вывод о низкой рискованности ОАУ, казалось бы, лежит на поверхности. В его пользу говорит и статистика, и ныне действующие правила страхования. Тем не менее далеко не все специалисты с такой оценкой ситуации готовы согласиться. "Убытков не так много, но на настоящем этапе это нормально, — поясняет Бакури Купреишвили. — По новым видам страхования ответственности убыточность начинает расти на третий-четвертый год, когда становится более понятным механизм действия страхования, сформирован достаточный страховой портфель. Кроме того, при страховании ответственности цепочка событий растянута по времени — между нарушением, допущенным арбитражным управляющим, и признанием его ответственности может пройти значительное время". Екатерина Картавых подходит к оценке рисков также сдержанно: "Сегодня страховых случаев мало, но любой из них способен принести огромные убытки".

Есть к бизнесу арбитражных управляющих и другой интерес, который, возможно, мотивирует страховщиков гораздо больше, чем минимальные на первых порах риски. По словам начальника управления андеррайтинга группы "Уралсиб" Татьяны Сирош, "этот новый сегмент рынка дает возможность через арбитражных управляющих страховать имущество предприятий, на которых введены те или иные процедуры банкротства".

Банкротящихся предприятий сегодня тысячи, при этом стоимость их имущества может измеряться миллиардами рублей. И этот большой пирог достанется тем, кто успеет поделить меж собой маленький — рынок страхования ОАУ. •

ФИНАНСМАГ

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003

Январь 2022: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31