Тегеран хотел бы не допустить Америку на Каспий, но пока не знает, как это лучше сделать

Вторник, 26 февраля 2008 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e

 Иранское руководство будет поддерживать новые газовые маршруты из Каспия на мировой рынок и призывает всех отказаться от расчетов в долларах.

Когда речь заходит о беспощадной борьбе за разного рода альтернативные маршруты по доставке нефти и газа из региона Каспия и Центральной Азии в Европу, то почти всегда в этом контексте упоминаются такие страны, как США, Россия, европейские государства, плюс сами крупнейшие поставщики энергоресурсов — Азербайджан, Туркменистан и Казахстан.

Периодически во всех этих раскладах говорится о важной роли, которую могут сыграть в них так называемые "транзитные страны", такие как Грузия, Турция или Болгария с Грецией. А между тем одним из ведущих игроков во всей этой нефтегазовой комбинации, складывающейся вокруг Каспия, является Иран.

И, как считают ведущие американские эксперты, именно Тегеран уже в самое ближайшее время может сыграть одну из ключевых ролей и в осуществлении проектов по прокладке новых трубопроводов из этого региона, и в плане замены американского доллара в качестве единого средства расчетов за энергопоставки на мировых рынках.

Пока Россия и Украина "по-братски" обсуждали кто, кому и сколько должен денег за то ли проданный, то ли прокачанный газ, свое веское слово в самом вопросе снабжения стран Восточной и Западной Европы природным газом из зоны Каспия и Центральной Азии решил сказать Иран. Явно действуя по указанию "сверху" (сами по себе дипломатические представители, работающие за границей никогда без указания из "центра" рта не открывают — да еще с судьбоносными заявлениями), посол Ирана в Азербайджане заявил о возможном участии своей страны в проекте строительства газопровода "Белый поток", который активно поддерживает новое украинское руководство.

Показательно, что подобное заявление было сделано почти сразу же после того, как министр иностранных дел Ирана Манучер Моттаки подтвердил готовность его страны поставлять газ по газопроводу Nabucco, который потенциально может конкурировать за рынки сырья и сбыта с российским проектом "Южный поток" в Болгарию и Грецию. Разумеется, что пока никакого газопровода Nabucco нет и в помине, но сам факт того, что иранцы поддерживают фактически все альтернативные российским варианты по доставке энергоносителей из этого региона, весьма показателен.
Посол Ирана в Азербайджане подчеркнул, что "Тегеран потенциально может рассмотреть вопросы участия в таких газовых проектах, как Nabucco и „Белый поток", если их строительство не повредит экологии Каспия и будет экономически выгодным для иранской стороны". При этом посол отметил, что его страна готова обсуждать все возможные варианты в плане осуществления новых энергетических проектов и не против присоединиться к планируемым в регионе Каспия магистральным трубопроводам, ведущим на европейские рынки.

В том, что касается проекта Nabucco, который больше пока напоминает дележку шкуры неубитого медведя, то иранское руководство лишь еще раз обозначило свое желание проводить собственный курс на "многовекторность" в энергетических поставках.

А вот в плане поддержки идеи так называемого проекта "Белый поток" иранская позиция больше отдает политикой, нежели каким-то реальным экономическим расчетом. Ранее официальные лица Ирана предпочитали воздерживаться от оценки "газовых отношений", складывающихся между Россией и Украиной. Теперь же официальный Тегеран фактически поддержал саму идею прокладки любых альтернативных российским вариантам доставки природного газа с Каспия на Украину и далее в другие европейские страны.
Как известно, после назначения на пост премьер-министра Украины Юлии Тимошенко, которой очень не нравится "чрезмерная энергетическая зависимость от Москвы", она предложила проложить по дну Черного моря еще один газопровод, по которому можно было бы поставлять на Украину природный из Азербайджана и Центральной Азии. А значит — перестать зависеть от прихотей российских властей в плане установления на газ цен, которые Киев считает "явно завышенными".

Естественно, что Тегеран совсем даже не планирует пока присоединяться к прокладке газопровода по маршруту Казахстан (Туркменистан) — Азербайджан — Грузия — Восточная Европа. Иранцы прекрасно понимают, что на данном этапе особой нужды в сооружении новых газопроводов в Европу нет, так как уже давно и эффективно работает газопровод из Ирана в Турцию, по которому газ из региона Каспия может без проблем доставляться в Европу.

Между тем подобное предложение Ирана вполне можно рассматривать, как некое "культурное предупреждение" в адрес Москвы как постоянного члена Совета Безопасности ООН, которая уже неоднократно заявляла о готовности поддержать в ближайшее время проект антииранской резолюции. А это в Тегеране рассматривают однозначно как "предательство" своих интересов с российской стороны со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Также стоит принимать во внимание и тот факт, что Иран никогда не взаимодействовал с Россией ни по одному энергетическому вопросу, касающемуся и Каспия, и Центральной Азии. Иранские чиновники обычно говорят по этому поводу, что у них много других вопросов, которые надо обсуждать с Россией (ту же атомную станцию в Бушере, поставки вооружений, вероятность новых заказов для российских атомщиков в стране), нежели газо-нефтяные расклады регионального значения.

При этом меньше всего "загружая" себя интересами России, стран Центральной Азии и Азербайджана, Иран сам настойчиво проводит на Каспии свою собственную политику. Прежде всего, Тегеран стремится не дать возможности западным компаниям, и особенно американским, укреплять свое присутствие в этом регионе. Именно поэтому иранская сторона выступает категорически против прокладки каких-либо энергетических трубопроводов по дну Каспийского моря.

В то же время Иран заинтересован в доставке нефти и газа из Каспийского бассейна в европейские страны не через Грузию или Турцию, а через свою собственную территорию. Теоретически Иран вроде бы не против и так называемых альтернативных маршрутов для транспортировки газа из региона Каспия, которые минуют российскую территорию, а больше задействуют территории соседних с Ираном государств. Есть у Ирана в арсенале и неплохие рычаги давления на Азербайджан, особенно в случае осуществления проекта "Белый поток" по доставке газа на Украину из Каспийского бассейна. Пока, правда, Баку этот проект даже на словах не поддерживает, но если ситуация в отношениях между Тегераном и Москвой будет меняться в худшую сторону (особенно после голосований по антииранским резолюциям в Совбезе ООН), то Иран вполне может и "надавить" на Азербайджан в плане осуществления альтернативного российскому проекта по поставке энергоресурсов в Европу.

Надо также учесть, что в июне нынешнего года в Москве пройдет встреча ведущих стран-экспортеров природного газа, на которой тот же Иран попытается вместе с некоторыми другими странами протолкнуть идею создания некоего подобия "единого мирового газового картеля". Однако в этом случае ему трудно будет поддерживать идею прокладки трубопровода Nabucco или какие-то альтернативные варианты по доставке газа из региона Каспия в Европу.

Между тем иранское руководство активно ищет новые рынки сбыта для своих энергоресурсов, особенно с учетом того, что Соединенные Штаты тоже не теряют времени даром, а пытаются, в свою очередь, где только можно перекрыть иранцам "газовый кислород".

Понимают в Тегеране и то, что тот же проект "Белый поток" — затея чистой воды политическая, и никакой реальной экономической пользы его участникам принести на обозримую перспективу она вряд ли сможет. Не ясны и перспективы проекта Nabucco, который после заключения с Россией договоренностей о строительстве трубопровода под названием "Южный поток" (на Болгарию и Грецию) может попросту не состояться.
Однако уже сам факт того, что Иран использует свои политические "альтернативные предложения" для того, чтобы заставить всех ключевых игроков в энергетических комбинациях региона с собой считаться, свидетельствует об укреплении роли Тегерана и на Каспии, и в общей стратегии снабжения мировых рынков энергоресурсами.

Иранские риалы, российские рубли и, может быть, европейские евро Параллельно с дипломатической деятельностью по продвижению своих энергетических интересов на Каспии, Иран пытается изменить и единые мировые расчеты за нефть, которые на данном этапе осуществляются исключительно в американских долларах. Так вот, в феврале Тегеран начал работу региональной нефтяной биржи, на которой будут заключаться контракты на продажу нефти, нефтепродуктов и природного газа.
Заявивший об этом министр нефти Ирана Голам Хоссейн Нозари отметил, что руководителем биржи уже назначен министр экономики страны Джафари, а все расчеты на этой бирже будут вестись на начальном этапе в иранских риалах, но в дальнейшем это могут быть и российские рубли, и евро.
Расположена эта иранская нефтяная биржа будет на острове Киш в Персидском заливе (это свободная экономическая зона на территории Ирана, куда иностранцы могут приезжать без виз и не платить там налогов). Иранцы рассчитывают на то, что через пару месяцев вся идущая на экспорт иранская нефть будет продаваться именно на этой бирже.

Однако пока не очень понятны ни условия самих торгов нефтью, ни возможное участие в работе этой биржи со стороны западноевропейских компаний. Ведь даже при условии, что американцев на этой бирже не будет, у Вашингтона есть в наличии масса эффективных рычагов для того, чтобы заставить ведущие европейские энергетические компании соблюдать бойкот Ирана и не ввязываться в эту "биржевую авантюру" на острове Киш.
Интересно, что Иран давно уже вынашивал идею создания такой энергетической биржи на своей территории. Еще перед самой войной между США и Ираком иранцы предлагали всем соседним странам перейти на евро в сделках с нефтью и природным газом. Однако ничего из этой затеи тогда не вышло, да и сами американцы однозначно пригрозили Тегерану "жесткими последствиями", если подобная идея и дальше будет муссироваться.
Когда же американские войска капитально завязли в Ираке, в Тегеране решили, что биржу все же надо создавать, а выбран для этого был остров Киш. Позднее президент Ирана Махмуд Ахмадинежад подтвердил, что биржа все же будет в ближайшее время создана, и теперь, судя по всему, ее открытие действительно не за горами.

До лета нынешнего года Иран намерен приватизировать ключевые нефтяные компании, а их новые владельцы будут обязаны в дальнейшем работать только с прошедшими перерегистрацию трейдерами. А тем уже дали понять, что продавать нефть они смогут либо за иранские риалы, либо за другую "дружественную Ирану валюту", типа евро или российских рублей.
Ряд европейских компаний провели по этому вопросу переговоры о возможном создании совместных предприятий с иранцами, тем более что объемы продаж иранской нефти на мировом рынке — а это свыше 70 млрд. долларов — деньги серьезные, и европейские бизнесмены не хотели бы столь лакомый кусок прибыли упускать. Но здесь опять многое будет зависеть от того, что скажет Америка и ведущие страны ОПЕК. Те же американцы гарантированно будут продолжать давить на европейцев, и всячески запрещать им работать напрямую с евро на острове Киш. А страны ОПЕК и без американского давления могут посчитать подобную деятельность биржи в Иране нарушением установленных экспортных квот.

В Тегеране на начальном этапе планируют, что на бирже будут продавать продукты нефтехимии, а если вся система станет работать надежно, то затем начнутся торги и самой нефтью. Пока планируется, что цена на нефть на этой бирже будет ниже, чем на других мировых нефтяных биржах. Однако Иран намеренно готов идти на определенные финансовые издержки с тем, чтобы в перспективе компенсировать их укреплением позиций евро и иранского риала по отношению к американскому доллару.

Нельзя здесь забывать и о том, что если биржа на острове Киш и будет на самом деле в конце февраля запущена, то это может вызвать снижение мировых цен на нефть, а это вряд ли очень сильно обрадует страны ОПЕК (куда, между прочим, входит и Иран). Помимо этого, ряд покупателей нефти из той же Европы не захотят под американским давлением сотрудничать с Ираном, а, следовательно, станут требовать дополнительных поставок нефти от других стран-членов ОПЕК, что почти гарантированно спровоцирует резкие разногласия внутри этой и так крайне неоднородной по интересам структуры.
В любом случае Иран с каждым днем словно напоминает и Америке, и другим странам, что с ним всем — и большим, и малым "игрокам" нефтегазовых пасьянсов — придется самым серьезным образом считаться. И во многом от того, как станет вести себя Тегеран в ближайшее время, будет зависеть прочность всей конструкции энергетического бизнеса и в бассейне Каспия, и в районе Персидского залива.

Об этом пишет "Деловая неделя".

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e


Просмотров: 1132
Рубрика: ТЭК


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003