В Совет Федерации внесен проект Федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"

Понедельник, 27 февраля 2006 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e

Программу ведет Михаил Фролов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марина Катыс .



Михаил Фролов : В Совет Федерации внесен проект Федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях". Рассказывает моя коллега Марина Катыс.



Марина Катыс: Проект Федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" был внесен членами Совета Федерации депутатами Орловым, Жамбалнимбуевым и Чуркиным в январе этого года.

На практике принятие этого закона означает, что если федеральный либо региональный чиновник или близкий к нему бизнесмен (что в условиях тотальной коррупции - практически одно и то же) решит построить через охраняемую природную территорию нефтепровод или дорогу к своей даче, он сможет сделать это на вполне законных основаниях.

За более подробными разъяснениями я обратилась к эксперту Лесной компании Гринпис России Михаилу Крейндлину.



Михаил Крейндлин: На самом деле, это означает, что если кто-нибудь захочет построить дачу в каком-нибудь заповеднике, можно поджечь, скажем, лес. На этом основании объявить, что погибли природные объекты, и эту территорию спокойно изъять под строительство, условно говоря, какого-нибудь линейного сооружения, провести дорогу, а в конце дороги поставить коттедж, не говоря уже о всяких нефтепроводах. Для чего все это делается? Одним из инициаторов этого закона бывший министр природных ресурсов Виктор Петрович Орлов, который еще будучи на своем министерском посту в конце 90-х годов очень сильно пытался добиться разрешения на строительство всяких подведомственных ему сооружений через заповедные территории. Такие ситуации постоянно возникают. Пока это все упиралось в закон. Решили эту проблему снять. А уж с учетом того аппетитов регионов, типа Башкортостана, которые давно зарятся на свои охраняемые территории, естественно, что послабление в законодательстве приведет к тому, что начнутся массовые изъятия заповедных территорий.



Марина Катыс: Но не случайно, может быть, внесение этого законопроекта совпало с тем, что сейчас особенно активизировались работы по оформлению проектной документации трубопровода "Транснефти", который в частности будет проходить и через заповедные территории, и через территорию Всемирного объекта ЮНЕСКО озеро Байкал?



Михаил Крейндлин: Очень может быть, что это прямо взаимосвязано, хотя формально под действие Закона "Об особо охраняемых природных территориях" сама территория объекта наследия не попадает. С другой стороны, это облегчит строительство. Хотя, я думаю, что вряд ли сама "Транснефть" стоит непосредственно за этим. Сейчас смысла в этом нет. Но есть много других территорий, которые попадают на пути строительства таких линейных сооружений, в том числе, кстати, и в планах "Транснефти" это есть. Мы можем просто об этом не знать.



Марина Катыс: А кто, кроме Орлова, участвовал в продвижении этого законопроекта? Какие интересы представляют эти люди?



Михаил Крейндлин: Один - это депутат Жамбалнимбуев от Агинского Бурятского автономного округа, а второй от Московской области Чуркин. Я думаю, что они подписали этот закон просто потому, что они являются членами того же самого Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Совета Федерации, который возглавляет Орлов.



Марина Катыс: А не странно ли, что Комитет по природным ресурсам, в функции которого входит также и охрана природных ресурсов, инициирует законопроект, который фактически наносит очень серьезный удар по природным охраняемым территориям в Российской Федерации?



Михаил Крейндлин: Это, наверное, совершенно закономерно в нашей стране, где использование природных ресурсов, по крайней мере, в последние 5 лет явно стоит на первом месте по отношению к охране окружающей среды.



Марина Катыс: А как вы полагаете, как Дума отнесется к этому законопроекту?



Михаил Крейндлин: К сожалению, тут довольно сложно что-либо предполагать. В большой степени все будет зависеть оттого, какое заключение даст правительство. Мы работали с Министерством природных ресурсов по этому вопросу. Вроде как пока по неофициальной информации, Министерство природных ресурсов дало отрицательное заключение. Хотя утверждений у меня нет. Основным там является Министерство экономического развития и торговли. Поэтому пока до конца ничего неизвестно. Если будет одобрение правительством на этот закон, я думаю, что вероятность его принятия достаточно велика, хотя мы будем стараться этому противодействовать. Если будет отрицательное заключение правительства, то тогда, скорее всего, он будет отклонен.



Марина Катыс: Но ведь предлагаемая редакция законопроекта противоречит многим федеральным законам Российской Федерации?



Михаил Крейндлин: Это точно.



Марина Катыс: А каким именно?



Михаил Крейндлин: В первую очередь, там есть внутренние противоречия самим федеральным законам об особых охраняемых территориях. Потому что изменения предлагается внести только в статью 2 - это общие вопросы заповедного дела. Но при этом в законе предусмотрены конкретные ограничения конкретных категорий особо охраняемых природных территорий, заповедников и национальных парков, где прямо прописан запрет на строительство объектов по этим территориям. Поэтому, если он в таком виде будет принят, это будет совершенно нерабочий документ. С другой стороны, это прямо противоречит, например, Земельному кодексу, в соответствии с которым вообще изъятие земель в особо охраняемых природных территориях не допускается. Прямо прописан запрет строительства на землях особо охраняемых природных территориях федерального значения, в том числе и линейных сооружений, нефтепроводов, автомобильных дорог. Это прямо запрещено. Есть нарушения Закона "Об окружающей среды", где написано, что на природных объектах, подлежащие особой охране, запрещается деятельность, которая может привести к деградации.



Марина Катыс: А как может быть, что в Думу поступает законопроект, который уже содержит в себе такие противоречия? Как депутаты будут урегулировать эти противоречия? Возможно ли это в принципе?



Михаил Крейндлин: Теоретически их можно урегулировать двумя способами - либо отклонить закон, либо внести изменения в те законы, которым он противоречит.



Марина Катыс: Но тогда получается, что внесение одного нового законопроекта ведет к изменению трех федеральных законов?



Михаил Крейндлин: Да. Я еще раз говорю, что я очень надеюсь, что этого не произойдет.



Марина Катыс: Внесенный в Думу законопроект может привести к серьезной деградации всей заповедной системы России - одной из самых развитых в мире, считают эксперты. И это в год девяностолетия российской заповедной системы.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e


Просмотров: 672
Рубрика: Бумпром и Леспром


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003

Октябрь 2018: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31