В кинотеатры вернулся «Иди и смотри». Почему этот реалистичный российский фильм о войне должен посмотреть каждый

Четверг, 6 мая 2021 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e

Военное кино на территории бывшего СССР всегда снимали с размахом, качественно. Множество лент полюбились местному и международному зрителю, получили крупные награды и записали свои названия в списки лучших по самым разным версиям.

Что ж, тематика войны, милитаризма надолго осталась в обществе. Может быть именно поэтому такие фильмы никогда не бывают поистине жуткими: реализм стал негласным табу. Война российского кино — героическая. Любая победа — праздник.

Поэтому картина «Иди и смотри» Элема Климова, более известного детской комедией «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен» сбивает с ног, ломая прежние представления навсегда, оставляя в глубоком шоке каждого.

Такого от советского и российского кино не ждешь. Забудь свою «Пилу» и «Хостел». Пора посмотреть настоящие ужасы, которые изменят что-то внутри навсегда. Авторский фильм, которого могло не быть



Название советского двухсерийного художественного фильма режиссёра Элема Климова «Иди и смотри» смотрится нестандартно даже для кинематографа эпохи Перестройки: «Iдзi i глядзi».

Но национальная (герои говорят на смеси русского и белорусского) на первый взгляд лента задумывалась под совсем другим названием «Убейте Гитлера» как манифест о человечности.

Но никак не военный фильм.



Сценарий не был утвержден соответствующими государственными органами по общему для всего советского кино требованию и попал в Госкино уже в виде сценария.

Будущий шедевр смогла спасти только настойчивость автора, изменившаяся политическая повестка и, может быть, факт работы над сценарием известного белорусского писателя Алеся Адамовича и самого Климова.



Сама идея снять фильм о маленьком партизане, заставшим уничтожение собственной деревни, казалась руководителям корректной. Но ряд сцен оказались «абстрактным гуманизмом», недопустимым в «стране победившего социализма».

Именно они сегодня заставляют задумываться и делают работу Климова завершенной. Благо, сценарий удалось отстоять — пожертвовали только названием и тремя годами простоя в съемках.

В результате снятая всего за 9 месяцев лента оказалась уникальным явлением советского кинематографа. Ни до, ни после ничего подобного так и не появилось. Из ребенка в старики за 3 дня



Сюжет фильма умещается в одно предложение: это история 16-летнего белорусского подростка по имени Флёра, отправившегося из погибшей в ходе зачистки деревни в партизанский отряд и повторно столкнувшийся с ужасом тотального уничтожения
соотечественников.

О шаблонной канве даже не задумываешься. Настолько реалистичных и жестких сцен советский кинематограф не знал ни до, ни после «Иди и смотри».

Режиссер раз за разом погружает зрителя в однотипные сцены, монотонно втаптывая ощущения в грязь белорусских болот.



Исполнитель главной роли Алексей Кравченко за 2 часа экранного времени превращается из пышущего здоровьем молодцеватого деревенского паренька в седого старика.

Он теряет близких, теряет друзей, находит их вновь и сталкивается с двумя полярностями человека на фоне абсолютного ада.

Зрители идут вместе с ним. И уже когда по традиции военных фильмов ожидаешь закономерный итог, Климов заставляет задуматься о гуманизме, даря какую-то совершенно христианскую веру в человека и человечность.



По ходу ленты желающие увидят множество библейских сюжетов и языческих традиций, сохранившихся в быту; философские диспуты в виде картин и чистые человеческие чувства.

Прежде всего — тотального страха, опустошения, которые превращаются в качели, позволяющие героям и зрителям лучше понять себя самих.



О смутно схожих эмоциях рассказывает спустя 15 лет «Бойцовский клуб». Но ни он, ни множество других гуманистических фильмов не вызывают такой эмоциональный шок, как делает это «Иди и смотри».

И это не все. Если забыть о гимнастерках и реальных событиях в основе ленты, «Иди и смотри» стал бы первым слешером в современном виде этого жанра, обгоняя большинство современных ему фильмов ужасов.

Вот только оторваться от монотонного фильма практически невозможно. Реализм, беспощадный для зрителя

«Фильм получился сдержанный… Там можно было такого наворотить… Но это точно уже никто не стал бы смотреть».

Элем Климов, режиссер «Иди и смотри».

При просмотре «Иди и смотри» бросается в глаза невероятный даже по меркам советского кино реализм. Герои здесь бредут по настоящим болотам, по настоящему утопают в грязи.

Чистые гимнастерки и холеные, откормленные лица современных хитов о Великой Отечественной кажутся после этого насмешкой над участниками войны.

Для большего эффекта режиссер активно использовал методики Станиславского, заставляя актеров верить в происходящее. Так, во время съемок использовались только боевые патроны и снаряды.

В сети можно встретить, что они выглядят ненатурально, как и некоторые моменты в игре актеров. Встречая их, хочется только спросить — «Серьезно?»



Снаряды — только начало. Самый болезненный эпизод сожжения деревни снимали, пустив слух, что поджигать будут по настоящему. В этот же момент актер в немецкой форме дал очередь в воздух (боевыми!)

Внутри находилась массовка из местных жителей. В результате, по словам Климова, «из амбара раздался такой человеческий вой, сымитировать который было бы не под силу ни одному актёру».

Общую атмосферу создавали военные песни, которые заставляли даже молодых актеров работать с серьезными лицами.



Упомянуть стоит и другой факт. Кравченко, исполнитель главной роли, не собирался сниматься в этом фильме и попал на пробы случайно.

Убедительно сыграв один из эпизодов, он подвергся тесту: актеру на протяжении нескольких часов показывали кинохронику из концлагерей, после предложив сытный сладкий ужин.

Отказ от него оправдал ожидания режиссёра, испытывавшего актёра на способность искренне пропустить чужое горе и страдания через себя.

Надо ли удивляться, что с таким подходом для съемок отдельных эпизодов он довел себя практически до полного истощения? Недокументальная история Хатыни



Фильм снят по мотивам произведений Алеся Адамовича «Хатынская повесть», «Партизаны» и «Каратели», причем Климов и Адамович совместно работали над сценарием.

В каждом из них присутствует сцена уничтожения белорусского села, не имеющего имени в фильме. Впрочем, есть ли смысл называть?



За время Великой Отечественной войны на территории Белоруссии было уничтожено 5295 (современные источники говорят о 9093) хуторов, деревень и сел.

Из них 628 сожжены вместе с имеющимся на месте населением, и по меньшей мере 186 — вместе с грудными детьми, немощными стариками и инвалидами.

Именно о них писал автор. В «Карателях» фигурирует «акция устрашения» 15 июня 1942 года в селении Борки Кировского района Могилёвской области. В «Хатынской повести» — одноименный населенный пункт, ставший сегодня международным мемориалом.



В соответствии с эти собирательные образы антигероев картины имеют исторические прототипы в лице членов специальной команды СС «Дирлевангер» и добровольческой дивизии Вячеслава Муравьева.

«Я солдат вермахта, офицер вермахта. Прошёл Польшу, Белоруссию, дошёл до Украины. Всё рассказанное в этом фильме — правда. И самое страшное и стыдное для меня — что этот фильм увидят мои дети и внуки».

Неизвестный участник просмотра фильма в ГДР (по словам режжиссера).



Выжившие после Хатыньской трагедии и ряда подобных событий оставили не только художественные мемуары, но и документальные свидетельства послевоенных судебных процессов над преступниками.

Их сравнение с лентой даёт ужасное понимание: изображение на экране стремится к документальной достоверности. И даже самые горячие головы, знакомые с историческими материалами, не берутся оспорять этот факт.

Нужно ли спорить о раскрытии характеров и художественном изображении персонажей? Это уже не имеет никакого значения. Возможно, лучший фильм про войну. Не только в России



Премьера «Иди и смотри» собрала 30 миллионов человек по СССР. После фильм был выпущен ещё в 11 странах мира, включая США.

По словам Климова, во время сеансов у кинотеатров за рубежом дежурили кареты «скорой помощи», увозя слишком впечатлительных зрителей. Впечатляет он и сегодня, о чем можно найти множество рецензий на IMDb.

В том же 1985 фильм был выдвинут от СССР в число претендентов на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», но не получил номинацию.



Кинокритик Роджер Эберт («Chicago Sun-Times») в 2010 назвал последнюю работу Климова «одним из самых опустошающих фильмов о войне», где, по его предположению, «живые, должно быть, завидуют мёртвым».

Он же признался, что вряд ли видел фильм, более безжалостно изображающий человеческое зло.

После реставрации ленты в 2017 году силами «Мосфильма» лента Климова получила награду Venezia Classici в рамках 74-го Венецианского кинофестиваля, обойдя десятки мировых классиков.

Рейтинг 97% на основе профессиональных отзывов кинокритиков только подтверждает мнение итальянских специалистов-синефилов. Фильм, который должен увидеть каждый



Либо человечество покончит с войной, либо война покончит с человечеством.

Джон Ф. Кеннеди

«Иди и смотри» — нестандартная для советского и российского кинематографа лента. В ней нет современного безудержного «Можем повторить». В ней нет и ощущения «праздника со слезами на глазах».

Нет и попытки передать атмосферу, дух, мысли поколений, как это удачно получилось с романтично-печальным «Я родом из детства».

Он о другом. Не фильм даже, а тест на человечность и кусок нашей истории, о котором боятся вспоминать.

«Иди и смотри» стоило бы назвать главным антивоенным фильмом, ощущения после которого затмевают «Апокалипсис сегодня», «Человек за солнцем» и сотни других, рассказывающих о настоящей войне.



Разве что «Нити» и «Записки мертвого человека» могли бы как-то тягаться по силе и тематике с белорусской картиной. Но они о другом.

Фильм Климова нужно посмотреть, прочувствовать каждому. И что-то изменится: внутри и снаружи. Может быть, мы станем чуточку лучше. Как хотелось бы Климову, Адамовичу и их герою.

Иди и смотри: в кинотеатрах и стриминговых сервисах страны с 6 мая 2021 года.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e


Просмотров: 284
Рубрика: Hi-Tech
(CY)

Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Skype: rosinvest.com (Русский, English, Zhōng wén).

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003