Болезнь дешевизны: Падение цен на нефть неожиданно замедлило экономический рост в индустриальных странах

Понедельник, 8 февраля 2016 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e

Падение мировых нефтяных цен привело к неожиданным последствиям. Экономический рост в США и других индустриальных странах не ускорился, а затормозился. И снова встал вопрос, какая нефть в мире главнее.
 
В январе нынешнего года мировые цены на нефть продолжили стремительное падение (с середины 2014 года они упали уже на 75%). В частности, 18 января баррель североморской Brent подешевел сразу на 2,8% и стал стоить $28,12, а баррель американской WTI подешевел на 2,6% -- до $28,70. В итоге в январе нефть оказалась самой дешевой за последние 12 лет.
 
Подешевевшая нефть привела к тому, что американские акции с начала нынешнего года стали дешевле на 6%. Кроме того, выяснилось, что в последнем квартале экономический рост в США составил всего 0,7% в годовом исчислении, в то время как в предыдущем, третьем квартале был зафиксирован рост 2%. Замедление экономического роста имело три причины. Во-первых, экспорт США сокращался -- экспортеры ссылались на силу доллара на мировом валютном рынке, делающем выгодным не экспорт, а импорт. Во-вторых, нефтяные и газовые компании сократили из-за падения мировых цен на нефть свои инвестиции, причем сократили значительно -- в два раза. В-третьих, замедлился рост потребительского спроса, который являлся двигателем американского ВВП.
 
Вообще-то от падения мировых цен потребители в США выиграли: в 2014 году они в среднем потратили на покупку бензина $2500, или 4,2% реального располагаемого дохода. В 2015 году бензин подешевел на 27%, и выигрыш среднего американца от этого составил $659, или 1,1% дохода. В то же время сам доход вырос на 3%. Однако американцы решили деньги не тратить, а сберегать: доля сберегаемого дохода в четвертом квартале 2015 году выросла до 5,4% -- самого высокого уровня за три года (в 2014 году было 4,8%).
 
Ровно 30 лет назад произошло катастрофическое -- более чем в два раза -- падение мировых цен на нефть. В начале 1986 года нефть стоила $27 за баррель, а в середине года -- всего $11. Спрос на нефть начал падать еще в 1981 году в связи с экономическим спадом в США и других западных странах (до этого цена на нефть выросла с $13 за баррель в январе 1979 года до $36 за баррель в феврале 1981 года -- и такой быстрый рост сам по себе вызвал сокращение потребления нефти).
 
Тогда считалось, что именно сверхдорогая нефть, явившаяся результатом действий ОПЕК, мешала мировому экономическому росту и объясняла экономический спад в США. А удешевление нефти должно, наоборот, стимулировать экономический рост -- если она становится дешевле на 10%, рост ускоряется на 0,5 процентных пункта. Именно в связи с тем, что у потребителей в странах-нефтеимпортерах остается больше денег, и они могут предъявлять повышенный спрос.
 
В дальнейшем такая точка зрения преобладала. Еще в начале 2015 года американский инвестиционный банк JPMorgan считал, что дешевая нефть ускорит рост ВВП США на 0,7%, увеличив покупательную способность населения на 1% ВВП. Сегодня банк признает, что падение нефтяных цен сократило американский экономический рост на 0,3 процентных пункта.
 
Нынешнее положение на мировом нефтяном рынке помимо падения цен отличается еще и тем, что две основные марки нефти в мире -- Brent и WTI -- фактически сравнялись по стоимости. Это событие также позволяет вспомнить 1973 год. Тогда после нефтяного кризиса, вызванного действиями ОПЕК, власти США запретили экспорт американской нефти. Когда добыча нефти стала быстро расти, на внутреннем рынке возник ее переизбыток -- и WTI стала значительно дешевле Brent (наибольшая разница, в $28 за баррель, была зафиксирована в начале 2012 года).
 
Теперь, после принятого в декабре прошлого года решения американского Конгресса разрешить экспорт нефти и первого танкера, вышедшего из техасского порта 31 декабря, положение изменилось -- на рынке считают, что именно WTI должна вернуть себе роль ведущего ценового ориентира в мире. Хотя бы потому, что спрос на нефть в Северной Европе, куда в основном поставляется Brent, падает: он перемещается в азиатские страны.
 
Примечательна в этом отношении дискуссия о ценовых ориентирах, которая развернулась весной 2008 года, когда цена на нефть била рекорд за рекордом, и никто не предполагал, что год закончится катастрофическим удешевлением нефти. Тогда американская WTI подорожала до невиданных $119 за баррель, а североморская Brent -- до $116. Российские граждане, впечатленные притоком нефтедолларов, не особенно задумывались о том, что, собственно, представляют собой мировые нефтяные цены. Некоторые из новостей уяснили себе, что есть главные марки нефти -- американская WTI и североморская Brent. Они и устанавливают рекорды. А вместе с WTI и Brent растут российские марки Urals и Siberian Light -- и Россия богатеет.
 
Но все оказалось не так просто. Западнотехасская нефть WTI (West Texas Intermediate) и североморская Brent действительно являются главными марками в мире. Прежде всего потому, что они относятся к категории "сладкой" (отличающейся низким содержанием серы -- менее 3%) и легкой (с низкой плотностью) нефти. Поэтому из них нефтепереработчикам легче изготавливать бензин (подробнее об этом см. справку). Кроме того, большую роль играет то, что фьючерсами на поставки Brent торгует лондонская биржа ICE: Репутация Лондона как главного финансового центра в мире и высокая ликвидность фьючерсов Brent привели к тому, что именно эта марка десятилетиями была общемировым ценовым ориентиром. Фьючерсы на WTI продаются на Нью-Йоркской товарной бирже (NYMEX). Она несколько выше качеством, чем Brent, и продается в США, являющихся главным потребителем нефти в мире. Но то, что WTI продается только на американском рынке, стало считаться не достоинством, а недостатком. По словам главного экономиста Центра глобальных энергетических исследований Лео Дролласа, "в настоящих условиях всем стало ясно, что WTI является местной американской маркой", а значит, такая марка не может быть ориентиром для мирового рынка. Эд Морзе, нефтяной экономист инвестиционного банка Lehman Bros., назвал WTI сломанной маркой, подчеркнув, что эта нефть "оказалась в американской ловушке, будучи полностью отрезанной от мирового рынка, основанного на поставках по морю".
 
Арабские экспортеры нефти в США, прежде всего Саудовская Аравия, в начале 2007 года выражали недовольство тем, что из-за удешевления WTI по сравнению с Brent дешевеет и их нефть.
 
Сомнения в том, что WTI способна в дальнейшем оставаться ценовым ориентиром, у экспертов порождал и тот факт, что добыча этой нефти постоянно падала. Собственно, это относилось и к Brent, поставки которой на мировой рынок уже сократились до нескольких танкеров в неделю. Так что и в Brent эксперты сомневались. Росли добыча и экспорт "кислой" (то есть с повышенным содержанием серы) и тяжелой (то есть с повышенной плотностью) нефти вроде той, которая добывается в странах Персидского залива, России и Венесуэле. Именно эта нефть давала 80% мировой добычи. И в 2007 году задумались о том, что же считать ценовым ориентиром для этой наиболее распространенной в мире нефти.
 
Вопрос принялись решать все те же ICE и NYMEX. Нью-Йоркская товарная биржа с 1 июня 2007 года организовала в Дубае биржу Dubai Mercantile Exchange при поддержке властей ОАЭ и Омана, поскольку главным ценовым ориентиром для "кислой" нефти была избрана марка Oman. ICE и тут попыталась опередить конкурентов и еще в апреле 2007 года объявила, что начинает электронные торги собственным ценовым ориентиром "кислой" нефти под названием Middle East Sour Crude. Как заявил Джон О`Нил из энергетической компании Hess Energy Trading, "открытие биржи в Дубае является самым значительным событием в истории перераспределения центров мировой торговли нефтью. Я полагаю, это будет решающим шагом в утере WTI доверия в качестве ценового ориентира". А Эд Морзе отметил: "Биржи вроде дубайской в конце концов способны заменить Нью-Йорк и Лондон в качестве места, которое дает миру действительно имеющие смысл ценовые ориентиры для сырой нефти, нефтепродуктов и природного газа".
 
Российские власти, которые к 2008 году уже объявили о намерении определять цену российской нефти без привязки к ориентирам вроде Brent и разработавшие для этого марку Rebco (которой даже пыталась торговать NYMEX), всего лишь включились в общую борьбу за выдвижение новых ценовых ориентиров "кислой" нефти (а значит, и общемировых нефтяных ориентиров).
 
Таким образом, нефть, вместо того чтобы стимулировать экономический рост в индустриальных странах, прежде всего в США, тормозит его. Падение котировок нефтяных фьючерсов сопровождается падением котировок акций в мире -- инвесторы явно охвачены кризисными настроениями, и фьючерсы и акции они считают рискованными активами. Американские потребители, несмотря на все выгоды от удешевления бензина, стали проявлять бережливость вместо наращивания спроса. И вновь встал вопрос о лидерстве среди марок нефти -- только теперь в условиях не сверхбыстрого роста нефтяных цен, а в условиях их сверхбыстрого падения.
 
Сергей Минаев

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e


Просмотров: 1072
Рубрика: ТЭК


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003