Комментарий. Льноводы мечтают «откопать Сталина»

Среда, 29 апреля 2015 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e

«Ведь он волшебник, синий лен, Нам снова сказки дарит он…» – в советские времена эта песня в исполнении Ларисы Мондрус поднимала настроение. Этой красиво цветущей культуры  было навалом в полях центра европейской части России – ведь она  приносила высокую прибыль.



Но в 90-е отрасль пришла в упадок. Депутат Госдумы Светлана Максимова отметила причины этого: эксплуатация советских сельскохозяйственных технологий производства льносырья, основанных на дешёвых энергоносителях; слабая господдержка. Система управления и организации льняного комплекса была неэффективна и из-за отсутствия профильных специалистов среди лиц, принимающих решения. В итоге российский лён в конце 20-го и начале 21-го века нашёл ограниченный сбыт по ценам, не обеспечивающим рентабельность производства.



Отрасль деградировала вместе с российским текстилем. Сейчас льноводство, в том виде, в котором оно функционировало в годы реформ, прошло точку невозврата вследствие разрушения материальной базы и для его возрождения требуются совершенно иные системные и технологические подходы. Точнее, речь идёт о  развитии его аграрного сектора «с нуля».



Лён - это единственный материал для текстильной промышленности, который произрастает в России. Основной причиной благоприятного прогноза для отечественного льноводства является высокий неудовлетворённый спрос на длинное льняное волокно на международном рынке (в Западной Европе цена достигает 2 евро за 1 кг), измеряемый сотнями тысяч тонн, а также увеличение потребления  короткого льноволокна внутри России,  подчеркнула Максимова.



            Директор Департамента растениеводства, химизации и защиты растений Минсельхоза России Петр Чекмарев отметил: ежегодный объем производства льняного волокна составляет более 0,5 млн. тонн. Основными центрами выращивания и переработки льна являются такие страны как Китай, Франция, Россия и Беларусь.



За последние 15 лет количество текстильных предприятий сократилось  более чем в 8 раз со 100 в 2000 г. до 12 в 2014 г. Из 100 льняных фабрик осталось только 12, при этом государство выделяет около 1 млрд. рублей, которых «видимо, на модернизацию легкой промышленности недостаточно». Причиной стремительного снижения  объемов производства льняной продукции является падение внутреннего потребительского спроса и падение от экспорта в результате вступления Китая в ВТО и вытеснения России с мирового рынка льняной продукции, поэтому продукция товаропроизводителей стала мало востребованной. Только за последние 10 лет производство льняных и полульняных тканей сократилось более чем в 4,2 раза с 157,0 млн. кв. м в 2003 г. до 37,3 млн. кв. м в 2013 г., при этом экспорт тканей снизился в 9 раз с 67 млн. кв. м в 2003 г. до 7,5 млн. кв. м в 2013 г.



Минсельхоз России  поддерживает  создание новых инновационных производств по глубокой переработке льна и конопли. Сегодня действуют 69 льнозаводов, 9 пенькозаводов и 12 льноперерабатывающих комбинатов и фабрик. За последние 5 лет посевные площади в РФ остались на уровне 50,0 – 55,0 тыс. га,  валовой сбор льноволокна – на уровне 40,0 тыс. тонн, при этом увеличилась урожайность льноволокна с 8,2 ц/га в 2010 г. до 9,0 ц/га в 2014 г. Рентабельность с учетом субсидий  осталась на уровне 15,0 - 18,0 %.



Для устойчивого развития льноводства в РФ предлагается следующий комплекс мер: создание селекционно-семеноводческих центров по льну и конопле; субсидирование части затрат на производство техники для выращивания и уборки льна и конопли; включение продукции из льнопеньковолокна (целлюлоза) в перечень комплектующих для нужд предприятий ВПК в рамках программы импортозамещения; расширение области применения льносодержащей продукции для госнужд. Кроме того, Чекмарев сообщил об обсуждаемом решении: до 20% затрат на модернизацию семенных льноводческих станций предоставлять от государства в виде субсидий. Потребность страны в льноволокне составляет 351 тысяча тонн. «Поле для бизнеса в льно- и коноплеводстве значительное».



Тверская область занимает одно из ведущих мест в стране по производству льнопродукции. В 2015 году планируется посеять 8 тыс. га льна-долгунца, получить 6,1 тыс. тонн волокна, в том числе длинного - 2,4 тыс. тонн, короткого – 4,4 тыс. тонн. Для поддержки   рентабельности производства льна необходима государственная поддержка, считает министр сельского хозяйства Павел Мигулев. В сырье отечественного производства доля длинного, наиболее ценного волокна в общей массе волокнистых веществ, находится на уровне 26-28%, что в три раза ниже, чем в странах Западной Европы. 



Большинство льнозаводов области убыточно. Это обусловлено, во-первых, низким качеством поставляемой льнотресты, во-вторых, тем, что технологическое оборудование перерабатывающих предприятий физически изношено. В льняных севооборотах и непосредственно под лен вносится   недостаточное количество удобрений.    



А Минпромторг в стороне         



Одна из проблем в отрасли льноводства, требующая незамедлительного решения,- низкая обеспеченность хозяйств качественными семенами. В текущем году  обеспеченность льносеющих хозяйств семенами собственного производства составила 85,0 %. Дефицит семян компенсируется  за счет завоза семян из других регионов, в то время как имеющиеся льносеменоводческие станции в Тверской области не функционируют.



Обеспеченность льноводческих хозяйств мобильными уборочными техническими средствами составляет менее 50%, сушильными комплексами менее 25%, а кадрами механизаторов – 65%. Уровень износа технических средств достигает 80% и более. Вследствие этого несвоевременно выполняются технологические операции на этапах выращивания и уборки льна, что ведет к значительным косвенным и прямым потерям урожая и снижению качества льнопродукции.



Ситуация в льняном комплексе Тверской области остается достаточно сложной. Руководитель ведущей «Тверской агропромышленной компании» Сергей Конаныхин подчеркнул: главная задача – увеличение доходности. А это возможно только в случае повышения объемов выпускаемой продукции и ее высокого качества.



Минсельхозом региона ведется работа по созданию вертикально интегрированных структур, направленных на объединение в единый технологический процесс всех  основных звеньев производства льна, от выращивания до производства и реализации готового продукта. Это позволит контролировать все стадии производства и сбыта льнопродукции, выстроить единую цепочку  по взаимовыгодному сотрудничеству сельхозтоваропроизводителей и предприятий перерабатывающей промышленности.



Директор по стратегическому планированию и развитию ООО «АП Вологодчина» Данила Егоров подчеркнул, что в развитии льноводства заинтересован только Минсельхоз, а Минпромторг – нет. Надо создавать рабочую комиссию и подтягивать к решению проблем Минпромторг. «Сегодня мы на разных языках говорим. А лён – это не экономика, а социальный вопрос». И он прав. Ныне текстиль из льна недоступен российскому покупателю из-за дороговизны. Минпромторг должен подсчитать: сколько льняных изделий нужно для населения. Кроме того для сбыта слабо заняты ниши в МО, МВД, Минздраве, РЖД. Белорусы и здесь утерли нос российским производителям – льняное белье идет нарасхват.



Не везде дело швах. Замминистра сельского хозяйства и продовольствия Омской области Николай Дранкович представил опыт возрождения льноводства на севере области «с нуля». За последние годы было построено семь хозяйств по переработке льна-долгунца, площади посева 5,6 тыс. га, за три года приобрели 109 единиц техники, на субсидирование область направляет до 80% стоимости закупленной хозяйствами современной техники».



Выступающие отметили главную проблему льноводства – выпуск волокна низкого качества, которое не может конкурировать на мировом рынке. По данным ВНИИ льна, нужно производить качественного волокна в России не менее 60%. Только тогда отрасль сможет выйти из кризисного состояния. На данный момент, некачественного волокна выпускается более 80%.



В ходе заседания возникла небольшая полемика. Учредитель ООО «Брянский лен» Сергей Тарасов посетовал, что льноводством не занимаются фермеры. «Чтобы заинтересовать их необходимо субсидии 10 тыс. рублей на 1 т волокна №1+. Тогда фермеры подтянутся. Помогите фермерам. Сейчас мне сложно сдать лен на завод», – обратился он к депутату ГД и представителю Минсельхоза. П. Чекмарев отреагировал: «Вы что-то мудрите. Идите к фермерам и берите у них сырье». В ответ раздалось: «У нас нет фермеров, желающих заниматься льном. А я готов 5 тыс. рублей выложить за 1 т тресты». Заколдованный круг.



 Вологодский фермер Александр Мызин призвал к увеличению субсидирования льноводства: «Велосипед без педали не поедет».



«Позвать Рогозина»



Всех взбудоражил гендиректор ООО  «Вяземский льнокомбинат» Владимир Куприянов, который заявил: «Лен обречен, если фермеру не выгодно, так как затраты составляют 15 тыс. рублей на 1 га, а съём – 6 тыс. 9 тыс. рублей – убытки! Надо в эту отрасль позвать Рогозина или Сталина выкопать! Нужна управляющая вертикальная система, задействовать потенциал тех предприятий, которые стоят. Население уже забыло достоинства льна, потому что нет рекламы».



Председатель правления Союза фермеров, кооперативов, ЛПХ и субъектов зеленого туризма Крыма, фермер Андрей Суслов поведал о производстве льна масленичного (в стране он почти весь  идет на экспорт в страны Европы). Прибыль имеет тенденцию к росту от 5 тыс. рублей при низком уровне технологий до 13-14 тыс. – при высоком. Суслов использует технологию нулевой обработки почвы: «Почву вообще не обрабатываем – это плюс, хороший предшественник еще 10%, плюс 20% питание растений за счет бобовых – это «Нут», который дает и азот и часть фосфора. Мы оставляем пожнивные остатки, где питаются  микроорганизмы и на 2-3-й год появляются дождевые черви. Сегодня имеем на полях 30 т червей на гектаре. И самое главное при этой технологии мы удерживаем влагу. Рентабельность такая же, как при интенсивной технологии, но затрат меньше. Лен масленичный – перспективная и прибыльная культура». Опыт фермера, заслуживающий внимания.



Докладчики считают: необходимо сохранить объемы субсидирования по несвязанной поддержке в отрасли растениеводства на 1 га посевных площадей льна-долгунца на уровне прошлых лет. Для стабилизации положения в льноводстве важно решить вопрос с госзаказом на продукцию из льна. Принципиально оказать поддержку на приобретение современной техники и ее модернизацию. Кроме того, были рассмотрены вопросы научного обеспечения производства конкурентоспособной льнопродукции.



Участники «круглого стола» с учетом высказанных предложений выдвинули ряд рекомендаций ВНИИ льна, Минсельхозу Тверской области, Агентству «Лен», проект решения по которым будет доработан до 12 мая.



Мировой спрос на изделия из льняного волокна растёт. Развитие льняного комплекса России на основе собственной сырьевой базы является стратегически важной задачей. Но сегодня существует разобщенность сопряженных секторов льняного производства. Нужна комплексная программа развития. Добиться эффективной работы возможно только совместными усилиями всех участников – Правительства РФ, льноводов, науки, предприятий переработки и производства. Льноводству нужно свежее дыхание. И тогда Россия сможет вновь занять свое законное передовое место на мировом рынке льна.



Александр РЫБАКОВ – «Крестьянские ведомости» - фото автора



Тэги: лен, льноводство, сельское хозяйство

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e


Просмотров: 879
Рубрика: Продукты питания
(CY)

Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003