Далеко идущие планшеты

Понедельник, 8 июля 2013 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e

Мобильные устройства, которые до недавнего времени создавали почти исключительно для личного пользования, все чаще становятся рабочим инструментом. Производители почувствовали спрос и наперегонки стали переделывать гражданские гаджеты в орудия труда.

По ком звонит телефон

Вначале сотовый телефон был непременным атрибутом деловых людей, однако с некоторых пор в массе своей стал настолько общедоступным и ориентированным на потребительский рынок, что бизнес захотел специализированных мобильных решений. С конца 1990-х в этой области активнее всех работал канадский концерн Research in Motion (RIM), который вывел на рынок бренд BlackBerry. Собственно, это была первая осмысленная попытка создать устройство с рядом функций, востребованных именно в корпоративном секторе. В 2000-х RIM шлифовал линейку своих аппаратов, которые начались с пейджера, а увенчались телефонами-коммуникаторами с полной QWERTY-клавиатурой, пригодной для написания больших текстов. Параллельно шло активное развитие "железной" и программной инфраструктур, обслуживающих гаджеты. Оптимальную форму концерн набрал в 2008-2010 годах. Он торговал аппаратами, которые были вполне конкурентоспособны на фоне первых моделей на iOS и Android и угасающих "наладонников" на Windows Mobile, и предлагал заманчивый пакет мобильных услуг. Туда входили мощнейшее шифрование всего трафика и прямой обмен данными с серверами компании, исключающий возможность перехвата, мгновенная доставка электронной почты по сотовым сетям и доступ к внутренним корпоративным ресурсам, собственный ультразащищенный сервис обмена сообщениями. В результате BlackBerry в течение двух лет занимал 20% мирового рынка смартфонов, уступая только аппаратам Nokia на Symbian. Среди поклонников этой техники числились бывший CEO Google Эрик Шмидт и президент США Барак Обама. Шифрованный трафик позволил включить аппараты RIM в число устройств, которыми разрешено пользоваться служащим государственных структур в Северной Америке, Европе и Азии. Благодаря относительно невысокой цене на услуги и стабильным поставкам BlackBerry выбрали крупные корпорации, малый бизнес, французские чиновники и итальянские мафиози.

Во второй половине 2010-го произошло неизбежное: сначала Android-устройства, а потом и их iOS-братья обогнали BlackBerry по продажам. Однако еще год канадцы сохраняли более или менее устойчивые позиции (особенно это заметно в абсолютных цифрах: в квартал продавалось 11-13 млн устройств) и главенствующую роль в бизнес-сегменте. Затем провалился старт собственного планшетного компьютера RIM, Playbook, но и это они сумели выдержать. А в октябре 2011-го для концерна наступили черные дни в самом прямом смысле. Из-за отключения электричества в его канадском и британском дата-центрах миллионы пользователей платформы остались отрезаны от всех эксклюзивных мобильных услуг. Не вполне оперативная и адекватная реакция руководства компании сделала то, с чем не справились конкуренты и неудачные премьеры: отменила нерушимое правило, согласно которому человек или организация, единожды воспользовавшись сервисами BlackBerry, никогда от них не отказывается. В английском языке даже появилось слово crackberry — для обозначения персоны, столь же пристрастившейся к своему гаджету, как наркоман к крэку. Число корпоративных клиентов стало уменьшаться, продажи ежеквартально снижались. Ценой невероятных усилий, сокращения издержек и громких увольнений (основатели компании Майк Лазаридис и Джим Балсилли покинули руководящие посты) RIM не только осталась на плаву, но и разработала новую ОС BlackBerry 10 и пару аппаратов (Z10 и Q10) под нее. За полгода с момента презентации в январе 2013-го все новинки не один раз были названы "достойными конкурентами iOS и Android". Компания уже с марта предоставляет пользователям такие услуги, как реальная, а не условная многозадачность, возможность разделять информационное пространство смартфона на рабочее и личное, единый центр всех сообщений и уведомлений,— конкуренты только планируют запустить нечто подобное. Однако результаты первого квартала текущего года у BlackBerry удручают: $84 млн убытков, 6,3 млн проданных аппаратов (на 1,1 млн меньше, чем в предыдущий период) и весьма смутные перспективы на будущее.

Любопытно, что массового российского потребителя все происходящее касается мало. Из-за трудностей с внедрением шифрованного обмена данными на зарегулированном отечественном рынке BlackBerry так и остался маргиналом: общая доля зарегистрированных российских пользователей в январе 2013 года с трудом преодолела отметку 100 тыс.

Все свое ношу с собой

Блэкаут 2011 года стал для BlackBerry отправной точкой падения, способствуют которому несколько глобальных и долговременных факторов, и главный из них — bring your own device (BYOD; "приноси свое устройство с собой"). Механизм его действия прост. Служащие корпораций и сотрудники маленьких контор хотят использовать в рабочих целях личные гаджеты. Многие работодатели в ответ в обязательном порядке выдают подчиненным корпоративный BlackBerry. Но все больше таких, кто соглашается напрячь свой IT-отдел и разработать необходимое программное обеспечение либо заказать решение на стороне. В конце концов, статистика неумолимо указывает на увеличение числа сотрудников, работающих круглосуточно и повсюду (anywhere, anytime workers). Согласно данным исследования, опубликованного в феврале независимыми аналитиками Forrester Research, доля тех, кто работает с тремя и более устройствами из разных мест при помощи различных приложений, в мировом масштабе увеличилась с 23% в 2011-м до 29% в 2012-м, и это только начало, предупреждают эксперты.

Заметно ускорило приход новой культуры BYOD появление систем управления мобильными устройствами (mobile device management, MDM). Все уже упомянутые в связи с BlackBerry корпоративные услуги и еще ряд других теперь можно получить у сторонних разработчиков в виде готовых решений или специальных разработок. За последние полгода появилось много предложений в бюджетном сегменте, на уровне платы $10 в месяц за обслуживание одного устройства, так что MDM-решения стали доступны для небольших компаний.

Плотная работа с потребительской электроникой заставила айтишников тщательно изучить возможности представленных на рынке операционных систем. Windows Phone, как и следовало ожидать, оказался интересен главным образом тем, кто уже вложился в продукты Microsoft, основная же конкуренция развернулась между iOS и Android. Последнему выразили уважение за возможность тонкой настройки, но, ориентируясь прежде всего на требования безопасности, IT-специалисты предпочли ОС Apple. Прошлой осенью издание Tech Republic опубликовало результаты опроса, проведенного в ведущих IT-компаниях: большинство респондентов посчитало, что в общем и целом iOS по безопасности догнала BlackBerry и теперь корпорации могут спокойно применять устройства на ее основе в качестве рабочих инструментов.

Повесть о настоящем инструменте

Заявление лидеров индустрии, перепечатанное во многих изданиях, укрепило передовые позиции в корпоративных кругах планшетного компьютера iPad. Учитывая ранний старт и неослабевающую популярность планшетника, неудивительно, что крупный и малый бизнес уже давно стремятся превратить его в полноценный рабочий инструмент специально для себя. Согласно данным американской консалтинговой фирмы Piper Jaffray, которая изучала мнение местных директоров по информационным технологиям в компаниях разного масштаба, планшетные компьютеры — третья по популярности статья IT-инвестиций, сразу вслед за безопасностью и хранением данных. В 2013 году 15% директоров намерены широко внедрить у себя именно iPad (год назад этот показатель составлял 4%); еще 42% видят смысл в его выборочном внедрении.

Собственно, в корпорациях не из сферы медиа- и IT-индустрии эти планшетники используют уже довольно давно и все чаще. Показателен пример авиакомпании British Airways, которая впервые вооружила старших бортпроводников "яблочными" планшетниками еще в 2011-м. Устройства используются для решения всех вопросов с пассажирами на борту, от распределения мест до пересылки клиентских пожеланий, возникших в течение полета. Годом позже, в декабре 2012-го, авиакомпания продолжила реализацию проекта стоимостью Ј5 млрд и начала оснащать планшетниками Apple более 3600 своих пилотов. Предполагается, что гаджеты будут использоваться при взлете и посадке для получения важной информации в режиме реального времени. Параллельно идет освоение iPad в качестве носителя, на котором пилоты будут хранить необходимые полетные документы и карты; до сих пор подавляющее большинство авиаперевозчиков полагаются в этом смысле на бумагу, которой на каждого летчика приходится в иных рейсах до 16 кг. В течение 2013 года iPad собираются ввести у себя сразу несколько авиакомпаний США. American Airlines уже посчитала, что, сняв с пилотов бумажный груз, она сэкономит 400 тыс. галлонов горючего в год — $1,2 млн в текущих ценах. Это не говоря о том, что планшетники в отличие от бумаги позволяют обновлять нужную информацию, связываясь с серверами авиакомпании по зашифрованному каналу. Ну и берегут лес.

С лидерских позиций в корпоративном секторе iPad изо всех сил теснят извечные конкуренты Apple Microsoft и Samsung. Компания Стива Баллмера, как известно, сделала ставку на свою новую операционную систему, Windows 8, и ее мобильную версию, RT, а в области железа — на линейку планшетных компьютеров Surface. Но дела как-то сразу не задались: сначала плохо пошла младшая модель Surface RT, за три первые месяца проданная, по некоторым сведениям, в количестве 230 тыс., а не 1 млн, как было неофициально сообщено. Затем провалился февральский старт корпоративной модели, Surface Pro: все запасы продавцов смели за несколько часов, но не из-за высокого спроса, а из-за малого количества поставленного товара. Блог Gizmodo сообщал, что некоторые крупные американские торговые сети, например Best Buy, получили по два устройства на магазин. Теперь Microsoft, по слухам, спешно разрабатывает планшетник следующего поколения, а существующие модели готов распродавать со значительной скидкой.

Корейский Samsung несколько задержался на старте, но, анонсировав на недавнем событии в Лондоне линейку устройств ATIV, официально вступил в борьбу с Apple за кусок корпоративного пирога. Модель ATIV Q заявлена как переходная форма между планшетником и ноутбуком, поддерживающая к тому же две ОС — Windows 8 и Android. Модель ATIV Tab 3 названа самым тонким планшетником в мире (8,2 мм толщины и 550 г веса при 10-дюймовом дисплее). Южнокорейская компания обещает, что использование ее продукции в бизнес-целях будет приносить клиентам наилучшие ощущения, однако как скоро ее присутствие станет по-настоящему заметным на этом рынке, никто благоразумно не упоминает. Зато со слов производителей ПО для корпоративной безопасности известно, что по результатам первого квартала текущего года iPad составляют примерно 88% всех планшетников в корпоративном сегменте.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e


Просмотров: 1583
Рубрика: Hi-Tech


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003

Август 2018: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31